Автор Тема: Сделка ас-Салям  (Прочитано 1707 раз)

Оффлайн Сакина

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
Сделка ас-Салям
« : 29 Декабря 2020, 15:57:02 »
Что подразумевает под собой сделка ас-Салям?

Онлайн schahada

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6611
Re: Сделка ас-Салям
« Ответ #1 : 29 Декабря 2020, 21:42:39 »
Шариатский хукм относительно торговой сделки «ас-Салям» и её связи с продажей непостроенных домов

    от Фарха Фархата

Вопрос:

С именем Аллаха — Милостивого и Милосердного.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Дорогой наш брат, да убережёт Вас Аллах!

Не могли бы Вы дать нам развёрнутый ответ на следующие вопросы:

— Некоторые компании занимаются продажей непостроенных домов, отсюда возникает вопрос: можно ли сказать, что такого рода продажа относится к разделу в торговле под названием «ас-Салям»?

— Дозволяет ли Шариат покупка такого дома?

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Вы спрашиваете о двух вещах:

1) Можно ли отнести продажу непостроенных домов к торговой сделке под названием «ас-Салям»? Из Вашего вопроса понимается, что, если это относится к «ас-Салям», то такая сделка будет дозволенной, т.к. «ас-Салям» разрешён Шариатом.

2) Допустимо ли продавать дома до их постройки?

Что касается первого вопроса, то продажа домов до их возведения не относится к торговой сделке «ас-Салям». Причины тому — следующие:

— «Ас-Салям» — «это значит заплатить заранее цену товара, который будет доставлен через некоторое время в течение оговорённого срока. «Ас-Салям» — это один из видов торговой сделки, которая заключается, и для него необходимо наличие тех же условий, что и для обычной торговой сделки». Подобная сделка является дозволенной по Шариату, однако она применяется в отношении вещей, которые измеряются мерой (сосудом, кипой и т.п.), весом и поштучно (исчисляемые вещи). Это разъясняется в книге «Исламская личность», II том:

«Дозволенность «ас-Салям» подтверждается Сунной. От Ибн Аббаса сообщается:

قَدِمَ النَّبِيُّ، صَلَّى اللّه عَلَيْهِ وسَلَّمَ، الْمَدِينَةَ وَهُمْ يُسْلِفُونَ فِي الثِّمَارِ السَّنَةَ وَالسَّنَتَيْنِ، فَقَالَ: مَنْ أسلَفَ في تَمْرٍ فَلْيُسْلِفْ فِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ، وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ، إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ

«Когда Посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину, среди людей было принято за плоды расплачиваться за год или за два вперёд, и он сказал: «Пусть тот, кто станет платить за финики заранее, платит за известную меру, известный вес и определит заранее срок», — передал Муслим.

От Абдуррахмана ибн Абза и Абдуллаха ибн Убай Авфи сообщается:

كُنَّا نُصِيبُ الْمَغَانِمَ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَكَانَ يَأْتِينَا أَنْبَاطٌ مِنْ أَنْبَاطِ الشَّامِ فَنُسْلِفُهُمْ فِي الْحِنْطَةِ وَالشَّعِيرِ وَالزَّبِيبِ إِلَى أَجَلٍ مُسَمًّى، قَالَ: قُلْتُ أَكَانَ لَهُمْ زَرْعٌ أَوْ لَمْ يَكُنْ لَهُمْ زَرْعٌ؟ قَالَا : مَا كُنَّا نَسْأَلُهُمْ عَنْ ذَلِكَ

«Мы приобретали трофеи вместе с Посланником Аллаха ﷺ, и к нам приходили набатеи Шама, и мы платили им за пшеницу и за изюм заранее и до заранее оговорённого срока. Я спросил о том, был ли у них урожай. Они ответили: «Мы не спрашивали их об этом», — передал Бухари.

В другом риваяте:

إِنَّا كُنَّا نُسْلِفُ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَأَبِي بَكْرٍ، وَعُمَرَ فِي الْحِنْطَةِ وَالشَّعِيرِ وَالتَّمْرِ وَالزَّبِيبِ إِلَى قَوْمٍ مَا هُوَ عِنْدَهُمْ

«В эпоху Посланника Аллаха ﷺ, Абу Бакра и Умара мы давали оплату за пшеницу, финики и изюм людям, у которых их не было в наличии», — передал Абу Давуд.

Все эти хадисы служат явным доводом на дозволенность «ас-Салям». Однако в каких вещах дозволено платить заранее, а в каких не дозволено — на это ясно указывается в хадисах и иджме (единодушии сподвижников), потому что «ас-Салям» — это продажа того, чего нет в наличии, и того, что не считается собственностью, а в основе это запретно. Текстом исключается вопрос «ас-Салям», и запрет касается других вещей помимо него. Поэтому необходимо для разрешения оплаты за какую-либо вещь заранее, чтобы на неё было отдельное указание. Возвращаясь к текстам, мы видим, что «ас-Салям» дозволена во всех отмеряемых, взвешиваемых и исчисляемых вещах. Что касается дозволенности в отмеряемых и взвешиваемых вещах, то это подтверждается хадисом Ибн Аббаса, что Пророк ﷺ сказал:

مَنْ أسلَفَ في تَمْرٍ فَلْيُسْلِفْ فِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ، وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ، إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ

«Пусть тот, кто станет платить за финики заранее, платит известную цену за известный вес и определит заранее срок».

В другой версии этого хадиса от Ибн Аббаса говорится, что Пророк ﷺ сказал:

مَنْ أَسْلَفَ فِي شَيْءٍ فَفِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ

«Пусть тот, кто станет платить за что-либо заранее, платит за известную меру, известный вес и определит заранее срок», — передал Бухари.

Это указывает на то, что деньги, которые платятся заранее, должны касаться того, что отмеривается и взвешивается. Что касается всего исчисляемого, то существует иджма (единодушие сподвижников) на дозволенность сделки «ас-Салям» за продукты питания. Эта иджма исходит от Ибн аль-Мунзира. Передаёт Бухари: «Нам рассказал Шуъба: «Мне передал Мухаммад или Абдуллах ибн Аби аль-Маджалид, сказав:

اِخْتَلَفَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ شَدَّادِ بْنِ الْهَادِ وَأَبُو بُرْدَةَ فِي السَّلَفِ، فَبَعَثُونِي إِلَى ابْنِ أَبِي أَوْفَى، رَضِىَ اللهُ عَنْهُ، فَسَأَلْتُهُ فَقَالَ: إِنَّا كُنَّا نُسْلِفُ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَأَبِي بَكْرٍ وَعُمَرَ، فِي الْحِنْطَةِ، وَالشَّعِيرِ وَالزَّبِيبِ، وَالتَّمْرِ

«Между Абдуллахом ибн Шаддадом ибн аль-Хадом и Абу Бурда возникло разногласие касательно «ас-Салаф» (то же самое, что и «ас-Салям»), и они отправили меня к Ибн Абу Авфи ؓ; я спросил его, и он ответил: «Мы платили заранее за пшеницу, изюм и финики во время Пророка ﷺ, Абу Бакра и Умара».

Это указывает на дозволенность сделки «ас-Салям» за продукты питания. Неотъемлемой стороной продуктов питания является то, что они либо находятся в определённом количестве, либо в определённом весе, либо в определённом размере, потому закон о продуктах питания связан именно с этими критериями. Точно так же, как риба аль-Фадль (вид ростовщичества, при котором производится обмен одним и тем же товаром разного качества с надбавкой) запрещена в любых мерах, будь то вес, размер или количество, так же и разрешённость сделки «ас-Салям» с продуктами питания касается любых мер, будь то вес, размер или количество. В хадисе приводится указание на дозволенность «ас-Салям» касательно отмериваемых и взвешиваемых вещей, но не упоминается исчисляемое. А иджма относительно дозволенности «ас-Салям» в продуктах питания вводит и исчисляемое в сделку «ас-Салям».

Является обязательным, чтобы товары, за которые происходит оплата заранее, были точного описания, например, «сирийская пшеница», «иракские финики», «египетский хлопок», «индийский шёлк» и «турецкий инжир». Также надо, чтобы они были точного веса и меры, как саъ Шама, иракский ратль (429 гр.), килограмм и литр. То есть необходимо, чтобы мера и вес были известными и определёнными» (конец цитаты).

Таким образом, сделка «ас-Салям» дозволена только в отмеряемых, взвешиваемых и исчисляемых вещах.

Что касается того, как определить отмеряемые, взвешиваемые и исчисляемые вещи, то здесь необходимо понять сущность вещей, т.е. к какой категории они относятся. В данном случае речь идёт о двух категориях:

1) вещи мисалий (те, что имеют аналог со схожими качествами),

2) вещи кыямий (те, что не имеют аналогов со схожими качествами).

Вещи мисалий — это вещи у которых имеются на рынке аналоги со схожими качествами, без особого отличия. Например, если взять 1 кг пшеницы с определёнными качествами, то она будет схожа с таким же сортом 1 кг пшеницы из другой партии.

Вещи кыямий — это вещи у которых не имеются на рынке аналогов со схожими качествами. Например, дом является кыямий, т.к. каждый дом имеет свою специфику (особые качества) в ряде вещей: место расположения, вид земли, тип постройки и т.п.

Поэтому отмеряемые, взвешиваемые и исчисляемые вещи, такие как финики, пшеница, ячмень, изюм и т.д., относятся к категории мислий. Причина этого заключается в том, что они имеют аналог того же вида, с такими же качествами на рынке, без какой-либо существенной разницы. Во время сделки «ас-Салям» продавец обещает покупателю (через определённый срок) предоставить конкретное количество товара категории мислий (отмеряемые, взвешиваемые и исчисляемые вещи). Также в сделке оговаривается характеристика товара, но без выделения особенностей, т.е. обговаривается вид товара и его качества.

Например, один человек хочет купить у другого тонну такой-то пшеницы, такого-то качества, однако при этом в сделке не должен обговариваться источник происхождения данного товара. То есть не должно обговариваться, на какой земле она (пшеница) должна вырасти, должна она быть куплена или нет, должна она быть получена в подарок или нет, и т.п. вещи. В сделке «ас-Салям» подобные вещи лишены какой-либо значимости в Шариате, единственное, что обговаривается, это характеристика товара (категории мислий) и срок. В книге «Рауда ат-Талибин» имам Навави пишет: «Более правильным будет второй пункт, но более красиво будет сказать: «Мислий — это вещи, измеряемые мерой и весом». Касательно них дозволяется заключать сделку «ас-Салям».

Что касается домов, то в отношении них нельзя заключать сделку «ас-Салям» т.к. они не относятся к категории мислий. Любой дом, который хотят продать до его строительства, будет иметь отличия от других домов, даже если будут обговорены все характеристики и детали. Причина этого заключается в том, что будет разница между ним и другими домами в месторасположении, земле и т.п. вещах. Учитывая это, дом нельзя отнести к вещам категории мислий, а значит, это не относится разделу торговли «ас-Салям».

Следовательно, продажа непостроенных домов не относится к «ас-Салям», и к ней (продаже) неприменимы доказательства раздела «ас-Салям».

Что касается Вашего второго вопроса (допустимо ли продавать дома до их постройки?), то на него мы отвечали 31.03.2016, где говорится:

«… Продажа непостроенных домов в запланированном объёме запрещена, т.к.:

а) Продавать вещь, которой не владеешь, запрещено. На это имеется ряд доказательств. Давайте упомянем некоторые из них:

— Передаётся от Хакима ибн Хазима: «Как-то я пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «Ко мне приходит человек и просит меня продать то, чего нет у меня. Далее я покупаю это для него с рынка, и продаю ему», — на что он ﷺ сказал:

لَا تَبِعْ مَا لَيْسَ عِنْدَكَ

«Не продавай то, чего у тебя нет в наличии» (ат-Тирмизи).

— Передаётся от Абдуллаха ибн Амра, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا يَحِلُّ سَلَفٌ وَبَيْعٌ وَلَا شَرْطَانِ فِي بَيْعٍ وَلَا رِبْحُ مَا لَمْ يُضْمَنْ وَلَا بَيْعُ مَا لَيْسَ عِنْدَكَ

«Нельзя выдавать заём и продавать в одно и то же время. Не дозволяется два условия в одной сделке и прибыль от того, за что (человек) не несёт ответственности. И не дозволено продавать то, чего нет у тебя» (ат-Тирмизи).

Следовательно, нельзя продавать непостроенные дом или квартиру, т.к. они не являются чьим-либо имуществом, более того, они не существуют вообще.

б) Продажа непостроенных квартир запрещена, ведь товар в лице квартиры не существует. Поэтому для начала квартира должна появиться в виде строения из фундамента, опор, стен, потолков и т.д., т.е. должны быть те вещи, что в норме указывает на пригодность квартиры для сдачи. Именно такому положению вещей мы отдаём предпочтение, ведь это устраняет конфликт, т.к. большинство проблем, связанных с продажей квартир, возникали во время их сдачи.

в) Договоры в Исламе направлены на упразднение противоречий, поэтому та или иная вещь должна быть имуществом торговца, пригодной для передачи в собственность покупателя, без разного рода препятствий. Покупатель же должен соблюдать эти моменты, изучать реальность товара.

Да поможет Всевышний Аллах, Он — лучший из помощников» (конец цитаты).

Надеюсь, что в этом Вы найдёте исчерпывающий ответ.

 

4 Раджаба 1440 г.х.
11.03.2019 г.


Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» «Фикх»


بسم الله الرحمن الرحيم

 

(سلسلة أجوبة العالم الجليل عطاء بن خليل أبو الرشتة أمير حزب التحرير

على أسئلة رواد صفحته على الفيسبوك "فقهي")

 جواب سؤال

 الحكم الشرعي في بيع السلم وعلاقته ببيع المنزل قبل بنائه

 إلى فرح فرحات

 

السؤال:                 

                                   

بسم الله الرحمن الرحيم

 أخي حفظك الله

 هل أجد عندك ردا شافيا على هذا السؤال:

 هل إن شركات المقاولة (phoprolos) - شركات بيع المنازل قبل بنائها - تعتبر من البيع السلم أم لا؟ وهل هذا جائز شرعا، أي أن تقتني بيتا قبل بنائه؟

 

الجواب:

 

وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته،

 

إنك تسأل عن أمرين:

 

الأول: هل بيع المنازل قبل بنائها هو من بيع السلم أو لا؟ ويفهم من سؤالك أنه إذا كان من باب بيع السلم فهو جائز لأن بيع السلم جائز شرعاً...

والثاني: هل بيع المنازل قبل بنائها جائز شرعاً؟

 

أما الجواب على السؤال الأول فإن بيع المنازل قبل بنائها لا يدخل في باب بيع السلم، وبيان ذلك:

 

- إن بيع السلم هو: "أن يسلم عوضاً حاضراً في عوض موصوف في الذمة إلى أجل. أي أن يسلّف مالاً ثمناً لسلعة يقبضها بعد مدة لأجل معين"، وهو بيع جائز شرعاً ويكون هذا البيع في المكيل والموزون والمعدود كما هو مبين في كتاب الشخصية الإسلامية الجزء الثاني حيث جاء فيه:

 

(وجواز السلم ثابت بالسنة فعن ابن عباس قال: «قدم النبي r المدينة وهم يسلفون في الثمار السنة والسنتين فقال: من أسلف في تمر فليسلف في كيل معلوم ووزن معلوم إلى أجل معلوم» رواه مسلم. وعن عبد الرحمن بن أبزى وعبد الله بن أبي أوفى قالا: «كنا نصيب المغانم مع رسول الله r فكان يأتينا أنباط من أنباط الشام فنسلفهم في الحنطة والشعير والزبيب إلى أجل مسمى، قال: قلت أكان لهم زرع أو لم يكن لهم زرع؟ قالا: ما كنا نسألهم عن ذلك» رواه البخاري. وفي رواية: «إنّا كنا نسلف على عهد رسول الله r وأبي بكر وعمر في الحنطة والشعير والتمر والزبيب إلى قوم ما هو عندهم» رواه أبو داود. فهذه الأحاديث كلها دليل واضح على جواز السلم. أما ما هي الأشياء التي يجوز فيها السلم، وما هي الأشياء التي لا يجوز فيها السلم، فإنه واضح في الحديث والإجماع. وذلك أن السلم بيع ما لا يملك، وبيع ما لم يتم ملكه، وهما ممنوعان. وقد استثني السلم منها بالنص فخصص المنع في غيره. ولذلك لا بد من أن يكون الشيء الذي يصح فيه السلم منصوصاً عليه. وبالرجوع إلى النصوص نجد أن السلم يجوز في كل ما يكال ويوزن كما يجوز في كل معدود. أما جوازه فيما يكال ويوزن فلما ثبت من حَدِيثِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: «قَدِمَ النَّبِيُّ r الْمَدِينَةَ وَهُمْ يُسْلِمُونَ فِي التَّمْرِ السَّنَتَيْنِ وَالثَّلَاثَ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ r: مَنْ أَسْلَفَ فَلْيُسْلِفْ فِي ثَمَنٍ مَعْلُومٍ، وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ» "بداية المجتهد ونهاية المقتصد لابن رشد الحفيد"، وفي رواية أخرى لابن عباس قال: قال رسول الله r: «من أسلف في شيء ففي كيل معلوم ووزن معلوم إلى أجل معلوم» رواه البخاري. فهذا يدل على أن المال الذي يسلم يكون مما يكال ويوزن. وأما جوازه في كل معدود فقد انعقد الإجماع على أن السلم في الطعام جائز، وقد نقل هذا الإجماع ابن المنذر. وروى البخاري قال: حدثنا شعبة قال: أخبرني محمد أو عبد الله بن أبي المجالد قال: «اختلف عبد الله بن شداد بن الهاد وأبو بردة في السلف فبعثوني إلى ابن أبي أوفى رضي الله عنه فسألته فقال: إنا كنا نسلف على عهد رسول الله وأبي بكر وعمر في الحنطة والشعير والزبيب والتمر». فهذا يدل على أن السلم في الطعام جائز. والطعام لا يخلو من كونه مكيلاً أو موزوناً أو معدوداً فتعلق الحكم بكل ما يقدر به الطعام من كيل أو وزن أو عدد كتعلق القبض به من كونه مما يحتاج إلى قبض، وكتعلق ربا الفضل به من كونه إذا تفاضل الكيل أو الوزن أو العدد كان ربا. فتعلق به السلم أيضاً من كونه يكون الطعام كيلاً ووزناً وعدداً. والحديث فيه نص على جواز المكيل والموزون ولم يذكر المعدود. والإجماع على جواز السلم في الطعام يجعل المعدود داخلاً في السلم. إلا أنه لا بد من أن تكون الأشياء المسلم بها مضبوطة الصفة، كقمح حوراني، وتمر برني، وقطن مصري، وحرير هندي، وتين تركي، ومضبوطة الكيل أو الوزن كصاع شامي، ورطل عراقي، وكالكيلو والليتر. أي لا بد من أن يكون الكيل والميزان معروفين موصوفين.) انتهى ما جاء في كتاب الشخصية الإسلامية الجزء الثاني.

 

وعليه فإن السلم يجوز في المكيل والموزون والمعدود لا غير.

 

- أما معرفة كيف يكون المكيل والموزون والمعدود فهو بإدراك واقع الأموال من أنها أموال مثلية وأموال قيمية:

 

فالأموال المثلية هي الأموال التي يوجد مثلها في السوق بأوصافها دون فرق يذكر كالقمح، فكيلوغرام من القمح ذي الأوصاف المحددة هو تماماً مثل كيلوغرام قمح آخر من النوع نفسه ومثل كيلوغرام ثالث من القمح نفسه دون فرق...

 

وأما الأموال القيمية فهي الأموال التي لا يوجد مثلها تماماً في السوق أي هي أعيان غير متكررة تكرراً واحداً في صفاتها كالأموال المثلية، فالبيت مال قيمي وليس مالاً مثلياً لأن كل بيت يختلف عن البيوت الأخرى في أمور متعددة مثل موضعه والأرض التي يقام عليها ونوع البناء... إلخ

 

- إن المكيل والموزون والمعدود هو من قبيل الأموال المثلية كالتمر والقمح والشعير والزبيب ونحوها، فهذه أموال لها مثيل من نوعها إذا اتحدت الأوصاف دون فرق يُذكر، أي هي أموال متماثلة، فهذه الأموال عندما يجري فيها السلم فإن البائع يتعهد بأن يسلم للمشتري بعد أجل معلوم مقداراً محدداً من هذه السلع المثلية كيلاً أو وزناً أو عداً بأوصاف محددة دون تحديد عين خاصة أي دون أن يتعهد بتسليم ذات محددة بل يتعهد فقط بتسليم مال موصوف وفق وصفه أي يتعهد مثلاً بتسليم طن من القمح ذي الأوصاف الفلانية بغض النظر عن مصدر هذا المال حين التسليم أهو من الأرض كذا أم لا، وهل اشتراه أو لا، وهل أخذه هدية أو لا... كل هذا لا قيمة له في عقد بيع السلم بل الذي له قيمة هو فقط تسليم مال موصوف في أجل معلوم وفق الأوصاف المذكورة المحددة التي تزيل التفاوت المخل بين الأموال المثلية... جاء في روضة الطالبين للنووي تحت عنوان "وفي ضبط المثلي أوجه" الجزء 5 الصفحة 18 و19، وفيها ذكر النووي خمسة أوجه لضبط المثلي، وقال في آخرها (فَالْأَصَحُّ الْوَجْهُ الثَّانِي، لَكِنَّ الْأَحْسَنَ أَنْ يُقَالَ: الْمِثْلِيُّ: مَا يَحْصُرُهُ كَيْلٌ أَوْ وَزْنٌ، وَيَجُوزُ السَّلَمُ فِيهِ) انتهى

 

- إن البيوت لا يمكن أن تدخل في بيع السلم لأنها ليست من قبيل المكيل ولا الموزون ولا المعدود حيث هي ليست أموالاً مثلية، فأي بيت يراد بيعه قبل بنائه حتى لو كان موصوفاً وصفاً دقيقاً ويشابه بيوتاً أخرى إلا أنه سيبقى بينه وبين البيوت الأخرى فروق كموضع البناء والأرض التي يبنى عليها ونحو ذلك... أي أن البيت ليس من الأموال المثلية التي يدخلها بيع السلم... ولذلك لا يرد أن يكون البيت داخلاً في باب السلم...

 

وعليه فإن بيع البيت غير المبني ليس داخلاً في باب السلم ولا تنطبق عليه أدلة السلم... ولذلك فلا يكون جائزاً شرعاً بإلحاقه ببيع السلم الجائز شرعاً...

 

وأما الجواب على السؤال الثاني وهو ما حكم بيع البيوت قبل بنائها فقد أجبنا سابقاً على مثل هذا السؤال في 2016/03/31م بما يلي:

 

(بيع الشقق حسب المخططات قبل بنائها:

 

أ- إن بيع ما لا يملكه الإنسان غير جائز، وقد وردت في ذلك أحاديث كثيرة منها:

 

- روى الترمذي في سننه عَنْ حَكِيمِ بْنِ حِزَامٍ قَالَ: أَتَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ  rفَقُلْتُ: يَأْتِينِي الرَّجُلُ يَسْأَلُنِي مِنَ البَيْعِ مَا لَيْسَ عِنْدِي، أَبْتَاعُ لَهُ مِنَ السُّوقِ، ثُمَّ أَبِيعُهُ؟ قَالَ: «لَا تَبِعْ مَا لَيْسَ عِنْدَكَ».

 

- روى الترمذي عن عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عَمْرٍو أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ r قَالَ: «لَا يَحِلُّ سَلَفٌ وَبَيْعٌ، وَلَا شَرْطَانِ فِي بَيْعٍ، وَلَا رِبْحُ مَا لَمْ يُضْمَنْ، وَلَا بَيْعُ مَا لَيْسَ عِنْدَكَ».

 

ولذلك فإنه لا يجوز بيع بيت أو شقة غير مبنية لأنها غير مملوكة بل هي فوق ذلك غير موجودة ولا قائمة...

 

ب- والخلاصة فإن بيع الشقق التي لم تبن بعد لا يجوز، لأن المبيع "الشقق" غير موجودة، وحتى يصح البيع فيجب أن تكون الشقق موجودة وجوداً يدل عليها مثل هيكلها من أسس وأعمدة وجدران وسقوف ونحو ذلك مما هو كافٍ عرفاً للدلالة على الشقة وأنها قائمة وقابلة للتسليم. هذا هو الراجح لدي الذي يزيل التنازع، وبخاصة وأن قضايا كثيرة "مشاكل" حدثت في مثل هذا البيع عند التسليم.

 

ج- وفي الختام فإن العقود في الإسلام من شأنها أن تمنع التنازع، ولذلك تكون على مادة مملوكة للبائع، وموجودة، وقابلة للتسليم دون موانع... فعلى المشترين أن يتحروا توفر هذه الأمور، والله ولي التوفيق.) انتهى

 

آمل أن يكون هذا الجواب شافياً، والله أعلم وأحكم.

أخوكم عطاء بن خليل أبو الرشتة

 

04 رجب 1440هـ

الموافق 2019/03/11م

https://hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/ameer-hizb/ameer-cmo-site/58562.html


=====================================



Исламская личность 2 том:

Байу ас-Салам

 

Продажа того, чего нет во владении, или того, что не стало собственностью, является запрещенным из-за наличия хадисов по этому поводу. Хадисы приводятся в общей форме и касаются всех видов продаж. Пророк ﷺ сказал:

لَا تَبِعْ مَا لَيْسَ عِنْدَكَ

«Не продавай того, чего у тебя нет», передал Ахмад. Так же Пророк ﷺ повелел Уттабу ибн Усайду:

اِنْهَهُمْ عَنْ بَيْعِ مَا لَمْ يَقْبِضُوهُ

«Запрети им продавать то, чем они не владеют». Однако эти общие доказательства не касаются сделки ас-Салам. Продажа ас-Салам исключается из запрета Шариатом и потому дозволена. Пророк ﷺ сказал:

مَنْ أَسْلَفَ فِي شَيْءٍ فَفِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ

«Пусть тот, кто станет платить за товар заранее (ас-Салаф), платит за известную меру, известный вес и определит заранее срок», передал Бухари. Термины «ас-Салам» и «ас-Салаф» одинаковы по значению и это значит заплатить заранее цену товара, который будет доставлен через некоторое время в течение оговоренного срока. Ас-Салам — это один из видов торговой сделки, которая заключается, и для него необходимо наличие тех же условий, что и для обычной торговой сделки.

Люди заключали этот вид сделки потому, что они нуждались в нем, особенно крестьяне и торговцы. Земледельцы и садоводы нуждались в расходах, связанные с затратами на посев и урожай. Они продавали свой урожай до созревания за заранее выплаченную цену в торговой сделке, при условии вручить товар покупателю в течении указанного срока. Торговцы могли продавать товар, который не был у них в наличии, но до установленного срока и получали оплату за него в сделке при условии вручить товар до наступления оговоренного срока.

Дозволенность ас-Салам подтверждается Сунной. От Ибн Аббаса сообщается:

قَدِمَ النَّبِيُّ، صَلَّى اللّه عَلَيْهِ وسَلَّمَ، الْمَدِينَةَ وَهُمْ يُسْلِفُونَ فِي الثِّمَارِ السَّنَةَ وَالسَّنَتَيْنِ، فَقَالَ: مَنْ أسلَفَ في تَمْرٍ فَلْيُسْلِفْ فِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ، وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ، إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ

«Когда Посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину, среди людей было принято за плоды расплачиваться за год или за два вперёд, и он сказал: «Пусть тот, кто станет платить за финики заранее, платит за известную меру, известный вес и определит заранее срок», передал Муслим. От Абдуррахмана ибн Абза и Абдуллаха ибн Убай Авфи сообщается:

كُنَّا نُصِيبُ الْمَغَانِمَ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَكَانَ يَأْتِينَا أَنْبَاطٌ مِنْ أَنْبَاطِ الشَّامِ فَنُسْلِفُهُمْ فِي الْحِنْطَةِ وَالشَّعِيرِ وَالزَّبِيبِ إِلَى أَجَلٍ مُسَمًّى، قَالَ: قُلْتُ أَكَانَ لَهُمْ زَرْعٌ أَوْ لَمْ يَكُنْ لَهُمْ زَرْعٌ؟ قَالَا : مَا كُنَّا نَسْأَلُهُمْ عَنْ ذَلِكَ

«Мы приобретали трофеи вместе с Посланником Аллаха ﷺ, и к нам приходили набатеи Шама, и мы платили им за пшеницу и за изюм заранее и до заранее оговоренного срока. Я спросил о том, был ли у них урожай. Они ответили: «Мы не спрашивали их об этом», передал Бухари. В другом риваяте:

إِنَّا كُنَّا نُسْلِفُ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَأَبِي بَكْرٍ، وَعُمَرَ فِي الْحِنْطَةِ وَالشَّعِيرِ وَالتَّمْرِ وَالزَّبِيبِ إِلَى قَوْمٍ مَا هُوَ عِنْدَهُمْ

«В эпоху Посланника Аллаха ﷺ, Абу Бакра и Умара мы давали оплату за пшеницу, финики и изюм людям, у которых их не было в наличии», передал Абу Давуд. Все эти хадисы служат явным доводом на дозволенность ас-Салам. Однако в каких вещах дозволено платить заранее, а в каких не дозволено — на это ясно указывается в хадисах и иджме (единодушии сподвижников). Потому что ас-Салам — это продажа того, чего нет в наличии, и того, что не считается собственностью, а в основе — это запретно. Текстом исключается вопрос ас-Салам и запрет касается других вещей помимо него. Поэтому необходимо для разрешения оплаты за какую-либо вещь заранее, чтобы на нее было отдельное указание. Возвращаясь к текстам, мы видим, что ас-Салам дозволена во всех отмеряемых, взвешиваемых и исчисляемых вещах. Что касается дозволенности в отмеряемых и взвешиваемых вещах, то это подтверждается хадисом Ибн Аббаса, что Пророк ﷺ сказал:

مَنْ أسلَفَ في تَمْرٍ فَلْيُسْلِفْ فِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ، وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ، إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ

«Пусть тот, кто станет платить за финики заранее, платит известную цену за известный вес и определит заранее срок». В другой версии этого хадиса от Ибн Аббаса говорится, что Пророк ﷺ сказал:

مَنْ أَسْلَفَ فِي شَيْءٍ فَفِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ

«Пусть тот, кто станет платить за что-либо заранее, платит за известную меру, известный вес и определит заранее срок», передал Бухари. Это указывает на то, что деньги, которые платятся заранее, должны касаться того, что отмеривается и взвешивается. Что касается всего исчисляемого, то существует иджма (единодушие сподвижников) на дозволенность сделки ас-Салам за продукты питания. Эта иджма исходит от Ибн аль-Мунзира. Передает Бухари: «Нам рассказал Шуъба: «Мне передал Мухаммад или Абдуллах ибн Аби аль-Маджалид, сказав:

اِخْتَلَفَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ شَدَّادِ بْنِ الْهَادِ وَأَبُو بُرْدَةَ فِي السَّلَفِ، فَبَعَثُونِي إِلَى ابْنِ أَبِي أَوْفَى، رَضِىَ اللهُ عَنْهُ، فَسَأَلْتُهُ فَقَالَ: إِنَّا كُنَّا نُسْلِفُ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَأَبِي بَكْرٍ وَعُمَرَ، فِي الْحِنْطَةِ، وَالشَّعِيرِ وَالزَّبِيبِ، وَالتَّمْرِ

«Между Абдуллахом ибн Шаддадом ибн аль-Хадом и Абу Бурда возникло разногласие касательно ас-Салаф (то же самое что и ас-Салам) и они отправили меня к Ибн Абу Авфи ؓ, я спросил его и он ответил: «Мы платили заранее за пшеницу, изюм и финики во время Пророка ﷺ, Абу Бакра и Умара». Это указывает на дозволенность сделки ас-Салам за продукты питания. Неотъемлемой стороной продуктов питания является то, что они либо находятся в определённом количестве, либо в определённом весе, либо в определенном размере, потому закон о продуктах питания связан именно с этими критериями. Точно так же, как риба аль-Фадль (вид ростовщичества, при котором производится обмен одним и тем же товаром разного качества с надбавкой) запрещено в любых мерах, будь-то вес, размер или количество, так же и разрешенность сделки ас-Салям с продуктами питания касается любых мер, будь-то вес, размер или количество. В хадисе приводится указание на дозволенность ас-Салям касательно отмериваемых и взвешиваемых вещей, но не упоминается исчисляемое. А иджма относительно дозволенности ас-Салам в продуктах питания вводит и исчисляемое в сделку ас-Салам.

Является обязательным, чтобы товары, за которые происходит оплата заранее, были точного описания, например, «сирийская пшеница», «иракские финики», «египетский хлопок», «индийский шелк» и «турецкий инжир». Также надо, чтобы они были точного веса и меры, как саъ Шама, иракский ратль (429 гр.), килограмм и литр. То есть необходимо, чтобы мера и вес были известными и определенными.

Также обязательно знать сорт вещи, которая оплачивается заранее, и сорт того, что измеряется или взвешивается. Также обязательным является то, чтобы сделка имела срок, и чтобы этот срок был определен. Неправильным будет, чтобы сделка ас-Салам заключалась в настоящее время, ибо обуславливается, чтобы в ней оговаривался срок согласно словам Пророка ﷺ:

مَنْ أَسْلَفَ فِي شَيْءٍ فَفِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ

«Пусть тот, кто станет платить за что-либо заранее, платит за известную меру, известный вес и определит заранее срок». Это указывает на то, что срок является условием для правильности ас-Салам. Однако, если оплата товара будет производиться одновременно с поставкой товара, и сделка не будет иметь срока, то это не будет называться ас-Салам, ибо условием сделки ас-Салам является получение заранее одного из предметов договора и задержка другого.

Необходимо, чтобы срок был известен согласно словам Пророка ﷺ:

إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ

«и определит срок заранее». Определение срока должно быть связано с самим временем, как месяц, год или так, чтобы интервал не был слишком большой. Например, допустимо сказать, что срок до праздника жертвоприношения или до Рамадана. Также ас-Салам может назначаться до христианской Пасхи и поста, потому что это известный срок. Допускается лишь небольшой интервал в формулировке срока поставки товара, а срок, до которого может быть совершена поставка, может быть любым. Однако слово срок имеет определенное значение и понимается согласно терминологическому значению, определенному людьми. Если принято, что один час не берется во внимание и не считается сроком, тогда сделка считается касающейся настоящего времени. А если они считают его сроком, тогда один час считается сроком так же, как и год.

Также цена должна быть известной, согласно словам Пророка ﷺ:

فَلْيُسْلِفْ فِي ثَمَنٍ مَعْلُومٍ

«Пусть платит заранее известную цену». Нельзя, чтобы оплата была получена не во время заключения сделки. Если продавец и покупатель разойдутся до получения продавцом полной стоимости товара, то сделка не заключается, поскольку ас-Салам в арабском языке, на котором Пророк ﷺ обращался к людям значит «дать что-либо взамен на что-либо» т.е., заплатить за товар деньги заранее, а товар получить позже. Тот, кто не заплатил то, что должен был заплатить заранее, то считается, что он ничего не заплатил, а просто обещал заплатить заранее. Если он заплатит заранее лишь часть суммы, то ас-Салам будет считаться лишь той частью, которая была уплачена, и аннулируется не уплаченная часть. Получение продавцом оплаты от покупателя — это условие правильности ас-Салам. Что касается наличия продаваемого товара во время сделки, то это не является условием. Ас-салам дозволяется производить в отношении того, что имеется или не имеется в наличии, а также с тем, кто имеет что-либо и с тем, кто не имеет этого. Когда Пророк ﷺ прибыл в Медину, мусульмане оплачивали плоды за год или два вперед. Известно, что плоды не сохраняются на протяжении такого срока и Пророк ﷺ не запретил им платить за год или два вперед. Напротив, он одобрил это. Поэтому дозволено платить цену за товар, который будет получен через некоторое время, которое считается сроком, и вне зависимости от того, был товар в наличии или нет. Однако обусловлено, чтобы не было чрезмерного обсчета в цене. Напротив, цена должна быть рыночной во время сделки подобно наличной оплате, но ни во время получения товара. Потому что ас-Салам считается торговлей, а чрезмерный обсчет (Габн уль-Фахиш) запрещен во всех видах торговли, в том числе и в ас-Салам. Точно также, как запрещен чрезмерный обсчет (Габн уль-Фахиш) в сделке, когда поставляется наличный товар, а оплата происходит позже, запрещен он тогда, когда расчет предшествует поставке товара. Чрезмерный обсчет (Габн уль-Фахиш) не дозволен в сделке ас-Салам. Если обнаружится обсчет в ас-Салам, то решение относительно него такое же, как в обсчете в обычной торговле. Человек, которого обсчитали, имеет право расторгнуть сделку и имеет право оставить все в силе. Но он не имеет право брать разницу между подлинной ценой товара и ценой, по которой он был продан ему. Однако этот выбор появляется у него при наличии двух условий. Первое — неосведомленность о рыночной цене во время заключения сделки и второе — это чрезмерная переплата или недоплата. Чрезмерный обсчет (Габн уль-Фахиш) определяется торговцами и то, что они считают обсчетом есть обсчет, а то, что не считают — не является им.


« Последнее редактирование: 29 Декабря 2020, 21:44:47 от schahada »
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.

Онлайн schahada

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6611
Re: Сделка ас-Салям
« Ответ #2 : 29 Декабря 2020, 21:47:09 »
Введение в Исламские финансы. Салям и истисна

Автор: Муфтий Мухаммад Таки Усмани   

Салям и истисна

Одним из основных условий действительности продажи по Шариату является то, что товар (предназначенный для продажи) должен быть в физическом или реальном владении продавца. Это условие имеет три составляющие:

Во-первых, товар должен реально существовать: то, что не существует на момент продажи, не может быть продано.

Во-вторых, продавец должен быть собственником этого товара. Если товар реально существует, но продавец не владеет им, он не может продать его никому.

В третьих, просто права собственности недостаточно. Товар должен находиться в физическом или реальном владении продавца. Если он владеет товаром, но еще не вступил во владение им самостоятельно или через агента, он не может его продать.

Существует только два исключения из этого общего принципа в Шариате. Это салям и истисна. Оба эти вида продажи имеют особую природу, и в настоящей главе будет объяснена их суть и степень, в которой они могут быть использованы в целях финансирования.


Салям


Салям – это продажа, в которой продавец обязуется поставить покупателю некие определенные товары в обмен на отсроченную цену, полностью уплачиваемую на месте (рынке).

Здесь (в данной продаже) цена уплачивается в наличных деньгах, но поставка купленных товаров отсрочивается. Покупателя (при данном виде продажи) называют «рабб-ус-салям», продавца – «муслям иляйхи», цена при оплате наличными – «ра’с-уль-маль», купленный товар — «муслям фихи», но для простоты будем использовать синонимы этих терминов.

Пророк, ﷺ, разрешил данный вид продажи при соблюдении определенных условий. Основной целью данного вида продажи было удовлетворение потребностей мелких фермеров, которые нуждались в деньгах, чтобы вырастить урожай и прокормить свои семьи до момента сбора урожая. После запрета на ростовщичество (риба) они не могли взять кредит под проценты. Таким образом, это позволило им продавать свои товары заранее.

Точно так же торговцы Аравии раньше экспортировали одни товары в другие места и ввозили другие товары к себе на родину. Они нуждались в деньгах, чтобы заниматься своим бизнесом. После запрета на ростовщичество (риба) они не могли брать кредиты у ростовщиков. Поэтому было разрешено им продавать свои товары заранее. После получения денег при оплате наличными они могли заключать сделки.

Салям был выгоден продавцу, потому что он получал деньги заранее, и он также был выгоден покупателю, потому что цена при такой продаже была обычно ниже, чем при продаже на месте (на рынке). Разрешение саляма было исключением из общего правила, которое запрещает предварительные сделки, поэтому этот вид продажи имеет строгие условия. Эти условия приводятся ниже:

Условия саляма

    Прежде всего, для действительности саляма необходимо, чтобы покупатель полностью уплатил цену товара продавцу во время продажи. Это необходимо, потому что при отсутствии полной оплаты покупателем это будет эквивалентно продаже в долг против долга, что явно запрещено Пророком, ﷺ. Кроме того, основной смысл дозволенности саляма заключается в выполнении насущных потребностей продавца. Если цена не будет выплачена полностью, основная цель сделки будет аннулирована. Поэтому все Исламские ученые единодушны в том, что для этой сделки необходима полная оплата стоимости товара. Однако имама Малик считал, что продавец может дать покупателю уступку на два-три дня, но эта уступка не должна считаться частью соглашения[1].

    Сделка салям может заключаться только для тех товаров, качество и количество которых может быть определено точно. Вещи, качество или количество которых не могут быть определены вследствие их специфики (особых качеств), не могут быть предметом сделки салям. Например, драгоценные камни не могут быть проданы таким образом, потому что каждый камень обычно отличается от другого по размеру или по весу, и их точная спецификация вообще невозможна.

    Сделка не может быть заключена на товары или продукты особой области (поля) или фермы. Например, если продавец обяжется поставить пшеницу с особого поля или плод от особенного дерева, сделка не будет действительна, потому что есть вероятность что урожай того поля или дерева будет уничтожен, и поэтому сделка будет поставлена под сомнение. То же правило применимо к каждому товару, доставка которого не определена[2].

    Необходимо, чтобы качество товара (который продается таким образом) было полностью определено, не оставляя двусмысленности, которая может привести к спорам. Все возможные детали относительно этого должны быть оговорены.

    Также необходимо, чтобы количество товара было согласовано в определенных терминах. Если товар продается по весу, его вес должен быть определен, если он продается по каким-то еще единицах измерения, точное измерение должно быть известно. То, что обычно взвешивается, не может быть определено в ином измерении и наоборот.

    Точная дата и место поставки должны быть определены в контракте.

    Салям не может быть заключен на вещи, которые должны быть доставлены на рынок (одновременно). Например, если золото куплено в обмен на серебро, необходимо, согласно Шариату, чтобы поставка обоих было одновременной. Здесь салям не может использоваться. Точно так же, если пшеница меняется на ячмень, одновременная поставка обеих необходима для законности продажи. Поэтому сделка салям в этом случае не дозволена. Все мусульманские юристы единодушны в том, что салям не будет действителен, если все эти условия не будут полностью соблюдаться, потому что они основаны на ясных хадисах Пророка ﷺ. Самый известный хадис в этом контексте — тот, в котором Пророк ﷺ: сказал

«Кто бы ни захотел заключить контракт салям, он должен произвести его согласно определенной мере, определенному весу и определенной дате поставки»[3].

Однако, есть другие определенные условия, которые были предметом расхождения между различными школами Исламской юриспруденции. Некоторые из этих условий обсуждаются ниже:

Согласно ханафитской школе, необходимо, чтобы товар (на который был заключен контракт салям) был доступен на рынке (его можно было бы купить на рынке), начиная со дня заключения контракта до даты поставки.

Поэтому если товар не доступен на рынке во время заключения контракта, салям не может быть заключен, даже если ожидается, что он будет доступен на рынке во время его поставки[4].

Однако остальные три школы фикха (шафиитская, маликитская и ханбалитская) считают, что доступность товара во время заключения контракта не является условием законности салама. Согласно их мнению, необходимо, чтобы он был доступен во время его поставки (на рынок)[5].

Это мнение может быть принято при существующих обстоятельствах[6].

2) Согласно ханафитскому и ханбалитскому мазхабам, необходимо, чтобы между временем поставки и датой заключения контракта прошел, по крайней мере, месяц. Если срок будет установлен меньше месяца, контракт не действителен. Их аргумент заключался в том, что салям был дозволен для удовлетворения потребностей мелких фермеров и торговцев, поэтому им нужно дать достаточно времени, чтобы приобрести товар. Они не могут поставить товар раньше, чем через один месяц. Кроме того, цена на товар при сделке салям обычно ниже, чем цена на тот же товар на рынке. Эта уступка в цене может быть оправдана только, когда товар будет поставлен спустя такой срок, который может оказать оправданное влияние на цены. Период меньше одного месяца обычно не влияет на цены[7].

Имам Малик поддерживал мнение, что должен быть минимальный срок для контракта салям. Однако он считал, что он не должен быть меньше 15 дней, потому что цены на рынке могут измениться в течение двух недель[8].

Это мнение, однако, было отклонено другими правоведами, такими как имам Шафии и некоторыми ханафитами[9].

Они говорили, что Пророк, ﷺ, не определял минимальный период для законности сделки салям. Единственное условие для нее, согласно хадису, состоит в том, что время поставки товара должно быть четко определено. Поэтому нельзя предписывать какой-то минимальный период. Стороны могут установить любую дату поставки по взаимному согласию. Это мнение кажется более предпочтительным при существующих обстоятельствах, потому что минимальный период не был предписан Пророком, мир ему. Ученые определили различные периоды времени, которые находились в пределах от одного дня до одного месяца. Очевидно, они делали это на основе целесообразности, имея в виду интересны бедных торговцев. Но целесообразность в разное время и в разном месте может различаться. Аналогично, иногда в интересах продавца установить более раннюю дату. Что касается цены, то это не необходимый компонент саляма, чтобы цена была всегда ниже, чем рыночная цена в тот день. Сам по себе продавец – лучший судья своего интереса, если он соглашается с более ранней датой поставки по своей доброй воле, нет никакой причины – почему ему нужно запретить делать это. Некоторые современные правоведы приняли эту точку зрения, как наиболее подходящую для современных сделок[10].

Салям как модель финансирования

Очевидно из предшествующего обсуждения, что салям был позволен в Шариате, чтобы удовлетворить потребности фермеров и торговцев. Значит, это в основном способ финансирования мелких фермеров и торговцев. Этот способ финансирования может использоваться современными банками и финансовыми учреждениями, особенно чтобы финансировать сельскохозяйственный сектор. Как указано ранее, цена в салям может быть установлена на более низком уровне, чем цена на те же товары, которые продаются на рынке. Таким образом, разница между этими двумя ценами может быть действительной прибылью для банков или финансовых учреждений. Чтобы гарантировать, что продавец поставит товар в согласованную дату, они могут также попросить, чтобы он обеспечил безопасность (сделки), которая может быть в форме гарантии (поручительства) или залога[11].

В случае неплатежа в поставке поручителя можно попросить поставить тот же самый товар, и, если есть залог, покупатель/финансист может продать заложенную собственность, и доходы от продажи могут использоваться или чтобы реализовать необходимый товар, покупая его на рынке, или возвратить цену, уплаченную за него.

Единственная проблема в салям, которая может тревожить современные банки и финансовые учреждения, состоит в том, что они будут получать определенные товары от своих клиентов, но не будут получать деньги. Поскольку они имеют дело только с деньгами, для них будет тяжело получить различные товары от клиентов и продавать их на рынке. Они не могут продать те товары прежде, чем они будут фактически поставлены им, потому что это запрещено в Шариате.

Но всякий раз, когда мы говорим об Исламских способах финансирования, один основной пункт никогда не должен игнорироваться. Дело в том, что понятие финансовых учреждений, имеющих дело только с деньгами, чуждо Исламскому Шариату. Если эти учреждения хотят заработать дозволенную прибыль, они так или иначе должны будут иметь дело с товарами, потому что никакая прибыль не позволена в Шариате только через выдачу кредитов. Поэтому учреждение Исламской экономики требует основного изменения в подходе и в перспективе финансовых учреждений. Они должны будут установить специальное отделение (камеру) для того, чтобы иметь дело с товарами. Если такое отделение будет установлено, не составит труда купить товары с помощью салям и продать их на рынках наличного товара.

Однако есть два других способа извлечь выгоду из контракта салям.

Во-первых, после покупки товара посредством салам, финансовые учреждения могут продать его через параллельный контракт салям для той же самой даты поставки. Период салям во второй (параллельной) сделке может быть короче, а цена может быть немного выше, чем цена первой сделки, и различие между этими двумя ценами будет прибылью, заработанной учреждением. Чем короче период салям, тем выше цена и больше прибыль. Таким образом, учреждения могут управлять своими портфелями финансирования короткого срока.

Во-вторых, если параллельный контракт салям не выполним по той или иной причине, они могут получить обещание купить (товар) от третьего лица. Это обещание должно быть односторонним от ожидаемого покупателя. Будучи просто обещанием, а не фактической продажей, их покупатели не должны будут платить цену заранее. Поэтому можно назначить более высокую цену, и, как только товар получен учреждением, он будет продан третьему лицу по предварительно согласованной цене, согласно условиям сделки.

Иногда предлагается третья альтернатива — что во время поставки товар продается назад продавцу по более высокой цене. Но это предложение не соответствует Шариату. Не дозволяется в Шариате, чтобы купленный товар был продан назад продавцу прежде, чем покупатель вступит во владение им, и если это будет сделано по более высокой цене, то это будет эквивалентно ростовщичеству (риба), что полностью запрещено. Даже если он продан назад продавцу после принятия товара, это не может быть заранее спланировано во время первоначальной продажи. Поэтому такое предложение не приемлемо вообще.

Некоторые правила параллельного контракта салям

Поскольку банки и финансовые учреждения используют инструмент параллельного саляма, вот некоторые правила, которые нужно соблюсти, чтобы этот контракт был дозволенным:

    В механизме параллельного саляма банк заключает два различных контракта. В одном из них он покупатель, в другом – продавец. Каждый из этих контрактов должен быть независимым от другого. Они не могут быть связаны таким образом, что права и обязательства одного контракта зависят от прав и обязанностей параллельного контракта. Каждый контракт должен обладать своей собственной силой, и его действие не должно зависеть от другого.

Например, если А купил у Б 1000 мешков пшеницы посредством саляма, которые будут поставлены 31 декабря, А может заключить параллельный договор с В на поставку ему 1000 мешков пшеницы. Однако доставка пшеницы В не может зависеть от получения ее от Б. Поэтому, даже если Б не поставит пшеницу 31 декабря, А все равно обязан поставить В 1000 мешков пшеницы. Он может использовать какие-то средства, чтобы заставить Б выполнить его обязательства, но он не может избавиться от ответственности перед В.

Точно также, если Б поставил товар с дефектом, который не соответствует условиям контракта, А тем не менее обязан поставить В качественный товар, согласно условиям, которые были согласованы с ним.

    Параллельный контракт салям дозволен только с третьим лицом. Продавец в первом контракте не может быть покупателем во втором контракте, потому что это будет равносильно контракту обратной покупки, которая запрещена в Шариате. Даже если покупатель во втором контракте будет отдельным юридическим лицом, но он полностью зависит от продавца первого контракта, то такой договор не будет дозволен, потому что практически это будет равносильно обратной покупке.

Например, А купил 1000 мешков пшеницы посредством сделки салям от Б, который является акционерным обществом. У Б есть филиал В, который является отдельным юридическим лицом, но полностью принадлежит Б. Банк не может заключить договор с В. Однако, если В не полностью принадлежит Б, А может заключить параллельный контракт с ним, даже если некоторые акционеры у Б и В – общие.

Истисна

Истисна является вторым видом продажи, когда товар продается прежде, чем был произведен. Он означает заказ изготовителю, чтобы он произвел определенный товар для покупателя. Если производитель обязуется произвести товар для заказчика из своего материала, появляется сделка истисна. Но для законности этой сделки необходимо, чтобы цена была установлена по согласию сторон и необходимые качества товара, который должен быть произведен, были между ними обговорены полностью. Этот контракт создает моральное обязательство для изготовителя произвести нужный товар, но прежде, чем он начнет работу, любая из сторон может отменить контракт после предоставления уведомления другой стороне[12].

Однако после того как производитель начнет работу, контракт не может быть отменен в одностороннем порядке.

Различие между истисна и салям

Имея в виду данные качества истисна, существуют несколько пунктов расхождения между истисна и салям, которые перечислены ниже:

    Предметом истисна всегда является вещь, которую нужно произвести, в то время как салям может быть заключен на что-либо, независимо от того, нуждается ли это в производстве или нет.

    Для сделки салям необходимо, чтобы цена была уплачена полностью, в то время как это не обязательно для истисна.

    Контракт салям не может быть отменен в одностороннем порядке, в то время как контракт истисна может быть отменен, прежде чем изготовитель начнет работу.

    Время поставки является частью контракта в салям, в то время как это не является необходимой частью истисна[13].

Различие между истисна и иджара

Нужно также учесть, что изготовитель в истисна обязуется произвести необходимые товары из своего собственного материала. Поэтому данная сделка подразумевает, что изготовитель должен получить материал, если его у него нет, и совершить требуемую работу, чтобы произвести заказанный товар. Если материал предоставляется клиентом, а изготовитель лишь предоставляет свои труд и умение, сделка не будет считаться истисна. В этом случае данная сделка считается сделкой иджара, когда услуги человека нанимаются за определенную плату[14].

Когда необходимый товар будет произведен изготовителем, он должен предоставить его покупателю. Но среди мусульманских правоведов есть разногласия – имеет ли право покупатель отклонить товар на данном этапе. Имам Абу Ханифа считал, что он может осуществить свой «выбор наблюдения» (хийяр ар-руйя) после осмотра товара, потому что истисна — это продажа, и, если кто-то покупает вещь, которую он не видел, у него есть право отменить покупку после ее осмотра. Тот же самый принцип применим и к истисна. Однако имам Абу Юсуф считал, если товар соответствует необходимым требованиям, согласованным между сторонами во время контракта, покупатель обязан принять товар, и он не может осуществить такой выбор. Это мнение предпочитали ученые Османской империи, и они понимали ханафитский фикх в данном контексте, потому что в контексте современной торговли и промышленности это имеет разрушительные последствия — после того как изготовитель использовал все свои ресурсы, чтобы подготовить необходимые товары, покупатель отменяет продажу, не объясняя причины, даже при том, что товары находятся в полном соответствии с необходимыми техническими требованиями[15].

Время окончания сделки

Как указывалось ранее, это не необходимо в истисна, что время поставки было установлено. Однако покупатель может назначить максимальное время для поставки, что означает, что, если изготовитель задерживает поставку после назначенного времени, он не будет обязан принять товары и заплатить их стоимость[16].

Чтобы гарантировать, что товары будут поставлены в пределах установленного периода, некоторые современные соглашения об этой сделке содержат условие о неустойке в том смысле, что в случае, если изготовитель задерживает исполнение заказа после назначенного времени, с него нужно взыскать штраф, который должен быть вычислен на ежедневной основе. Может ли быть такой пункт вставлен в контракт истисна согласно Шариату? Хотя классические юристы, кажется, хранили молчание об этом вопросе, когда они обсуждали контракт истисна, все же они позволили подобное условие в случае с иджара. Они говорят, что если человек нанимает портного сшить себе одежду, плата может быть различной согласно времени контракта. Наниматель может сказать, что заплатит 100 елиниц случае, если портной изготовит одежду в течение одного дня, и 80 – в случае, если он изготовит ее после двух дней[17].

По той же самой аналогии цена в истисна может быть связана со временем окончания контракта, и будет допустимо согласовать между сторонами, что в случае задержки цена будет уменьшена на указанную сумму за каждый день (просрочки).

Истисна как способ финансирования

Истисна может использоваться для того, чтобы предоставить услуги финансирования в определенных сделках, особенно в финансировании (строительства) домов. Если у клиента есть своя собственная земля, и он ищет финансирование для строительства дома, финансист может обязаться построить дом на той земле на основе истисна, и, если у клиента нет земли и он хочет купить также и землю, финансист может обязаться предоставить ему построенный дом на указанном участке земли.

Так как в истисна нет необходимости, чтобы цена уплачивалась заранее, и при этом нет необходимости, чтобы она была уплачена во время окончания сделки (ее можно уплатить в любое время согласно соглашению сторон)[18], время оплаты может быть установлено любым образом, о котором стороны договорятся. Оплата может также быть в рассрочку.

С другой стороны, нет необходимости, чтобы сам финансист построил дом. Он может заключить параллельный контракт истисна с третьим лицом или может нанять услуги подрядчика (любое лицо, кроме клиента). В обоих случаях он может вычислить свои издержки и установить цену истисна со своим клиентом таким образом, чтобы получить разумную прибыль при своих издержках. Оплата взносов клиентом может начинаться в этом случае прямо со дня, когда контракт истисна будет подписан сторонами, и может продолжиться во время строительства дома и после того, как он будет передан клиенту. Чтобы гарантировать уплату взносов, документы, подтверждающие правовой статус дома, или земли, или любой другой собственности клиента могут быть сохранены финансистом для безопасности (гарантии оплаты), пока последний взнос не будет уплачен клиентом.

Финансист, в этом случае, будет ответственен за строительство дома в полном соответствии с техническими требованиями, детализированными в соглашении. В случае любого несоответствия финансист предпримет такое изменение своих собственных издержек, какие необходимы для того, чтобы принести их в соответствие с условиями контракта.

Инструмент истисна может также использоваться для финансирования проектов на подобных условиях. Если клиент хочет установить устройство кондиционирования на своей фабрике и оно должно быть произведено, финансист может обязаться изготовить данное оборудование через контракт истисна согласно вышеупомянутой процедуре. Точно так же контракт истисна может использоваться для строительства моста или шоссе.

Современные BOT[19] соглашения могут также быть формализованы на основе истисна. Если правительство хочет построить шоссе, оно может заключить контракт истисна со строителем. Цена истисна в этом случае может быть правом строителя управлять шоссе и взимать плату (за пользование им) в установленный период.

[1] Ибн Кудама, аль-Мугни, 4:328.

[2] См. Ибн Кудама, аль-Мугни (Рияд, 1981), 4:325.

[3] Об этом хадисе сообщают все шесть известных сборников хадиса (см. Ибн аль-Хуммам, Фатх аль-Кадир, 6:205).

[4] Аль-Касани, Бадаи ас-Санаи, 5:211.

[5] Ибн Кудама, аль-Мугни, 4:326.

[6] Ашраф Али Санави, Имдад аль-Фатава, том 3.

[7] Ибн Кудама, аль-Мугни, 4:323.

[8] Ад-Дардир, Аш-Шарх ас-Сагир, 3:275; аль-Хураши, 3:20.

[9] См. Ибн аль-Хуммам, Фатх аль-Кадир, 6:219.

[10] Ашраф Али Санави, Имдад аль-Фатава, том 3.

[11] Ашраф ‘Али Санави, Имдад аль-Фатава, том 3.

[12] Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, 5:223.

[13] Там же, 5:225.

[14] Халид аль-Атаси, Шарх аль-Маджалля, 2:403.

[15] См. Маджалля, раздел 392 и введение.

[16] Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, 5:225.

[17] Там же. 3:311.

[18] Аль-Атаси, Шарх аль-Маджалля, 2:406.

[19] Строительство-эксплуатация-передача (СЭП) или строительство-владение-эксплуатация-передача (BOT) является формой финансирования проекта, в котором частное предприятие получает концессию от частного или государственного сектора для финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации объекта, заявленного в концессионном договоре. Это позволяет инициатору проекта возместить свои инвестиции, операционные и эксплуатационные расходы по проекту.

https://darulfikr.ru/articles/fikh/vvedenie-v-islamskie-finansy-saljam-i-istisna/
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.