Автор Тема: Допустимо ли брать за землю отдельную плату?  (Прочитано 1783 раз)

Оффлайн Хамза

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4812
 Ответ на вопрос

Допустимо ли брать за землю отдельную плату?

Saleh Natseh

Вопрос:

Мир вам от Аллаха. У меня вопрос относительно того могут ли два человека участвовать в возделывании земли; у первого есть земля, а второй возделывает ее. Дозволено ли такое или это считается музараъа (издольщина)? Я запутался поскольку есть ребята, которые говорят, что это издольщина и есть те, которые дозволяют это. Поскольку владелец земли может продать ее в течении трех лет. А это срок, данный ему на ее возделывание. Пусть Аллах воздаст вам.

Ответ:

И вам мир от Аллаха, милость Его и благословение.

Музараъа (издольщина) – это взятие земли в аренду для ее возделывания. Имеется множество доказательств относительно его запрета. К ним относятся:

1- Передал Бухарий в своем сборнике от Абу Хурайры (ؓ) что пророк ﷺ сказал: «Человек, имеющий землю, пусть возделывает её или подарит своему брату, а если не пожелает этого, то пусть хранит её».

2- Передается от Джабира (ؓ) что пророк ﷺ запретил аль-мухабара, то есть музараъа (издольщину).

3- В достоверном сборнике Муслима передается от Джабира ибн Абдуллы что «пророк ﷺ запретил брать за землю плату или пай».

4- Передает Рафиъ ибн Худайдж: Во время пророка ﷺ мы сдавали землю в аренду за часть урожая и к нему пришел дядя (со стороны отца) и сказал: Пророк ﷺ запретил нам то, в чем была польза для нас. Но в повиновении Аллаху и Его посланнику больше пользы для нас. Мы спросили: И что же это такое? Он сказал: Пророк ﷺ сказал: «Кто имеет землю, пусть засеет её сам или его брат, но ни в коем случае не сдаёт её в аренду за треть или четверть, или за оговорённый продукт». Приводит Абу Давуд.

5- В Сунан ан-Насаий от Асъяда ибн Захир приводится: «Пророк ﷺ запретил сдавать землю в аренду. Мы спросили: О пророк, если мы сдадим землю в аренду взамен на некую часть зерна», — он ответил: «Нет». Затем мы спросили: «Если мы сдадим ее в аренду взамен на оставшуюся солому», — он ответил: «Нет». Затем мы сказали: «Мы брали арендную плату только за долину малой речки вблизи водоёма», — он ответил: «Нет, засей её или подари своему брату».

Из этих хадисов понимается, что музараъа – это взятие земли в аренду за часть урожая или еще за что-то… Также из них понимается запретность музараъа…

Вышеприведенные доказательства разъясняют, что нельзя брать за землю отдельную плату. Особенно хадис Муслима и он ясно говорит об этом: Пророк ﷺ запретил брать за землю плату или пай». Также хадис Бухарий: «Человек, имеющий землю, пусть возделывает её или подарит своему брату…». И хадис ан-Насаий: «…засей её или подари своему брату». Нельзя брать за землю отдельную плату.

Поэтому то, что приводится в твоем вопросе (у первого есть земля, а второй возделывает ее…) Земля здесь считается имуществом, за которое нужно выделить долю, то есть шариатский закон связанный с музараъа (издольщиной) касается его и не важно, как ты это назовешь музараъа или мушарака. Это не дозволено. Также на шариатский закон не влияет то, что музараъа (издольщина) будет на протяжении трех лет или спустя три года. Закон шариата связан с самой сделкой, и она не действительна до тех пор, пока за землю берется плата какой бы она не была как это поясняется в выше приведенных доказательствах.

Ваш брат Ата ибн Халил Абу ар-Рашта.

19 Шаъбан 1437г.х.

26/05/2016г. 

بسم الله الرحمن الرحيم

 (سلسلة أجوبة الشيخ العالم عطاء بن خليل أبو الرشتة أمير حزب التحرير

على أسئلة رواد صفحته على الفيسبوك "فقهي")

جواب سؤال

هل يجوز أن يكون للأرض مقابل مالي؟

إلى Saleh Natseh

 

 

السؤال:

 

السلام عليكم، لدي سؤال وهو حكم أن يتشارك اثنان في زراعة أرض؛ الأول عنده أرض والثاني يزرعها، هل جائزة أم أنها مزارعة؟ حيث اختلط علي الأمر؛ فمن الشباب من قال إنها مزارعة، ومنهم من قال بجوازها، حيث إن صاحب الأرض يستطيع أن يبيعها خلال الثلاث سنين وهي المهلة المعطاة إليه ليزرعها. وَبَارِكْ الله فيكم.

 

الجواب:

 

وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته،

المزارعة هي استئجار أرض لزراعتها، وقد وردت أدلة كثيرة على حرمة المزارعة منها:

 


1- روى البخاري في صحيحه عن أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ e: «مَنْ كَانَتْ لَهُ أَرْضٌ، فَلْيَزْرَعْهَا أَوْ لِيَمْنَحْهَا أَخَاهُ، فَإِنْ أَبَى، فَلْيُمْسِكْ أَرْضَهُ».

 

2- عَنْ جَابِرٍ رضي الله عنه «أَنَّ النَّبِيَّ e نَهَى عَنِ الْمُخَابَرَةِ»، رواه مسلم، والمخابرة: المزارعة.

 

3- وفي صحيح مسلم عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللهِ، قَالَ: «نَهَى رَسُولُ اللهِ e أَنْ يُؤْخَذَ لِلْأَرْضِ أَجْرٌ، أَوْ حَظٌّ».

 


4- روى رافع بن خديج قال: كُنَّا نُخَابِرُ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ e، فَذَكَرَ أَنَّ بَعْضَ عُمُومَتِهِ أَتَاهُ، فَقَالَ: نَهَى رَسُولُ اللَّهِ e عَنْ أَمْرٍ كَانَ لَنَا نَافِعًا، وَطَوَاعِيَةُ اللَّهِ وَرَسُولِهِ أَنْفَعُ لَنَا، وَأَنْفَعُ، قَالَ: قُلْنَا وَمَا ذَاكَ؟ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ e: «مَنْ كَانَتْ لَهُ أَرْضٌ فَلْيَزْرَعْهَا، أَوْ فَلْيُزْرِعْهَا أَخَاهُ، وَلَا يُكَارِيهَا بِثُلُثٍ وَلَا بِرُبُعٍ وَلَا بِطَعَامٍ مُسَمًّى». أخرجه أبو داود.

 

5- وفي سنن النسائي عن أسيد بن ظهير: «نَهَى رَسُولُ اللهِ e عَنْ كِرَاءِ الأَرْضِ، قُلْنَا: يَا رَسُولَ اللهِ، إِذًا نُكْرِيهَا بِشَيْءٍ مِنْ الْحَبِّ، قَالَ: لا، قَالَ: وَكُنَّا نُكْرِيهَا بِالتِّبْنِ، فَقَالَ: لا، وَكُنَّا نُكْرِيهَا عَلَى الرَّبِيعِ، قَالَ: لا، ازْرَعْهَا أَوْ امْنَحْهَا أَخَاكَ»، والربيع: النهر الصغير، أي الوادي، أي كنا نكريها على زراعة القسم الذي على الربيع أي على جانب الماء.

 

وواضح من هذه الأحاديث واقع المزارعة من أنها استئجار للأرض، سواء أكان الأجر الذي يدفع هو جزءًا من الناتج أم كان شيئاً آخر... كما أنه واضح منها حرمة المزارعة...

 

والأدلة أعلاه تبين أنه لا يجوز أن يكون للأرض أي مقابل، وبخاصة حديث مسلم فهو صريح في ذلك «نَهَى رَسُولُ اللهِ e أَنْ يُؤْخَذَ لِلْأَرْضِ أَجْرٌ، أَوْ حَظٌّ»، وكذلك حديث البخاري «مَنْ كَانَتْ لَهُ أَرْضٌ، فَلْيَزْرَعْهَا أَوْ لِيَمْنَحْهَا أَخَاهُ...»، وحديث النسائي «... ازْرَعْهَا أَوْ امْنَحْهَا أَخَاكَ»، فالأرض لا يجوز أن يكون لها مقابل.

 

* وعليه فإن ما جاء في سؤالك (الأول عنده أرض والثاني يزرعها...) فالأرض هنا اعتبرت مالاً ولها نصيب أي أن حكم المزارعة منطبق عليها ولا يؤثر في ذلك تسميتها مشاركة بل هي مزارعة ولا تجوز، وكذلك لا يؤثر في الحكم الشرعي أن تكون المزارعة خلال السنوات الثلاث أو بعدها، فالحكم الشرعي منصب على العقد نفسه، فهو باطل ما دام جُعل للأرض مقابل مالي مهما كان نوعه كما هو موضح في الأدلة المذكورة آنفاً...

 

 

أخوكم عطاء بن خليل أبو الرشتة

 

19 من شعبان 1437هـ

الموافق 2016/05/26م