Автор Тема: Выплата закята с долга кредитором  (Прочитано 1226 раз)

Оффлайн Хамза

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4802
Выплата закята с долга кредитором
« : 02 Февраля 2017, 01:17:32 »
Выплата закята с долга кредитором

Ответ Маъну ас-Сарсуру
Вопрос: Мир Вам от Аллаха. Я работаю в одном из палестинских университетов, и часто нам приходится работать сверхурочно. Но заработную плату за сверхурочную работу мы не получаем, и она остаётся долгом за университетом.

Таким образом, сумма накопленного долга за годы сверхурочной работы часто может превышать нисаб (установленный минимум для выплаты закята). Этот долг считается реальным, но неизвестно, когда его можно будет получить. Я, например, не получаю плату за сверхурочную работу уже четыре года и не знаю, когда получу её. Должен ли я выплачивать с этих денег закят или нет? Если нужно выплачивать, то это делается один раз во время получения, или нужно делать это каждый год?

Примечание: многие преподаватели находятся в замешательстве касательно данной темы и ищут окончательный ответ.


Ответ: Я понял из Вашего вопроса то, что получение платы за сверхурочную работу согласовано с университетом и что Вы заслуживаете получение определённой платы при выполнении своей работы. Если же университет не смог заплатить Вам, то это считается его долгом… И это не является «премиальными» или вознаграждением, как если бы Вы выполнили сверхурочную работу по своей инициативе, а университет дал бы Вам столько, сколько пожелал, или вообще бы ничего не дал… Если я правильно понял Вас, то ответ на Ваш вопрос содержится в книге «Имущество в государстве Халифат» в следующем абзаце:

«…Если какому-то человеку должны вернуть долг, и ему должен богатый и не оттягивающий выплату человек, и кредитор может попросить о возврате долга и заполучить его в любое время, когда пожелает, тогда он должен выплатить закят с этих денег по истечении года. Передаёт Ибн Убайд от Умара ибн аль-Хаттаба, что он сказал: «Если наступил срок уплаты закята, то посчитай, сколько тебе должны и сколько есть у тебя, затем сложи всё это и выплати закят (из полученного)». Передаётся от Усмана ибн Аффана, что он сказал: «Закят выплачивается с долга, который ты можешь заполучить от должника, если потребуешь». Передаёт Абу Убайд от Ибн Умара, что он сказал: «Ты должен выплачивать закят по истечении года с любого долга, который ты можешь заполучить, если потребуешь».

Если же долг был на бедном человеке, или на богатом, но оттягивающем выплату, то закят с таких денег выплачивается только после их получения на руки. Если он получил их на руки, то нужно выплатить закят с них за все годы, в течение которых они находились у должника. Передаётся от Али (ؓ) о долге, который надеются получить: «Если он прав, то, когда получит его, пусть даст с него закят за всё прошедшее время». Передал Абу Убайд и передаётся также от Ибн Аббаса, что он сказал о долге: «Если ты не надеешься получить долг, то не выплачивай закят с него. Если же ты получил его, то выплати закят с него»». Конец цитаты из книги «Имущество в государстве Халифат».

А поэтому Ваша заработная плата, которая висит на университете в виде долга – Вы не должны выплачивать с неё закят в настоящее время. Напротив, Вы должны сделать это тогда, когда университет выплатит Вам её. Вы не знаете, когда получите свою заработную плату, не можете потребовать её от университета в желанное время. И, поскольку дела обстоят так, Вы должны выплатить закят тогда, когда получите её. И тогда Вы выплатите закят за прошлые годы с учётом того, что Ваше имущество достигло нисаба (установленный минимум) и прошёл год. То есть Вы выплатите закят за все прошедшие годы по истечении установленного года в отношении Вашего имущества, достигшего нисаба (установленный минимум). Вы выплачиваете закят не только за один год, но и за все годы после истечения установленного года в отношении нисаба (установленный минимум)…

Я прошу Всевышнего Аллаха благословить Ваше имущество, семью и детей.
Ваш брат Ата ибн Халил Абу ар-Рашта.
3 Зуль-каъда 1437 г.х.
06.08.2016 г.



بسم الله الرحمن الرحيم

 
(سلسلة أجوبة الشيخ العالم عطاء بن خليل أبو الرشتة أمير حزب التحرير
على أسئلة رواد صفحته على الفيسبوك "فقهي")
جواب سؤال
زكاة الدَّين
إلى معن الصرصور
السؤال:

السلام عليكم، أعمل في إحدى الجامعات الفلسطينية، وكثير من الأحيان نعمل عملا إضافيا ولكن لا نقبض أجرة هذا العمل الإضافي وإنما تحتجزه الجامعة كدين لنا في ذمتها، وربما وصل رصيد الواحد منا إلى ما يتجاوز نصاب الزكاة بكثير (سنوات من العمل الإضافي)، وهذا الدين لا يعتبر دينا معدوما وإنما يمكن تحصيله ولكن لا يعرف التوقيت، فأنا مثلا لم أقبض أجرة العمل الإضافي منذ أربع سنوات ولا أدري متى أقبضه. هل في هذا المال زكاة أم لا؟ وإن كان فيه زكاة أفتكون عند قبضه مرة واحدة، أم في كل عام؟

ملاحظة: كثير من الأساتذة محتارون بشأن هذا الموضوع ويبحثون عن جواب شاف. بارك الله فيكم
 

الجواب:
وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته،

لقد فهمت من سؤالك أن استحقاق أجرة العمل الإضافي هو متفق عليه مع الجامعة بأنك تستحق على هذا العمل أجراً محدداً عند أدائه وإن لم يعطوك إياه في حينه فهو دين في ذمتهم... وليس هو من قبيل "الإكرامية" أو المكافأة لأنك تطوعت بالقيام بعمل إضافي فهم يعطونك ما يشاءون قليلاً أو كثيراً أو لا يعطونك... فإن كان فهمي هذا صحيحاً، فإن الجواب على سؤالك مذكور في كتاب الأموال في دولة الخلافة في النص التالي:

(... إذا كان للشخص دين، فإن كان على غَنِيٍّ غير مماطل، وفي استطاعته أن يسترجعه في أي وقت، وجب عليه أن يخرج زكاته عندما يحول عليه الحول، روى ابن عبيد عن عمر بن الخطاب قال: «إذا حَلّت الصدقة فاحسب دينك، وما عندك، واجمع ذلك كله ثمّ زكّه». وعن عثمان بن عفان قال: «إن الصدقة تجب في الدين الذي لو شئت تقاضيته من صاحبه، والذي هو على مليء، تدعه حياء، أو مصانعة، ففيه الصدقة» رواه أبو عبيد، وروى كذلك عن ابن عمر قال: «كلُّ دَيْنٍ لك ترجو أخذه، فإن عليك زكاته كلّما حال الحول».

وأما إن كان الدَّيْن على مُعْسر، أو على غني مماطل، فلا يجب عليه أن يخرج زكاته إلاّ بعد أن يقبضه، فإن قبضه أخرج عنه كل ما وجب فيه من سنوات. عن عليّ في الدَّيْن الظنون - الذي لا يدري صاحبه أيصلُ إليه أم لا - قال: «إن كان صادقاً فليزكّه إذا قبضه لما مضى» رواه أبو عبيد، وروى كذلك عن ابن عباس في الدين قال: «إذا لم ترجُ أخذه فلا تزكّه، حتى تأخذه، فإذا أخذته فزكِّ عنه ما عليه».) انتهى ما جاء في كتاب الأموال.

وعليه فإن أجرتكم التي تحتجزها الجامعة كدين لكم عليها، هذه الأجرة لا يجب إخراج زكاتها حالياً بل يجب ذلك عندما تقبضونها من الجامعة وذلك لأنكم لا تعرفون متى تأخذونها، أي لا تستطيع أن تطلبها من الجامعة وتأخذها وقتما تشاء، وما دام الأمر كذلك فتجب زكاتها عندما تقبضونها، وحينها فإنكم تقومون بدفع الزكاة عن السنوات الماضية اعتباراً من بلوغ أموالكم النصاب ومضي حول عليه، أي تزكونها عن كل السنوات بعد مضي الحول على ملكيتكم النصاب، لا أن تزكوها فقط عن عام واحد، بل عن جميع الأعوام بعد مضي حول على النصاب...

وإني لأسأل الله سبحانه أن يبارك لكم في المال والأهل والولد.

أخوكم عطاء بن خليل أبو الرشتة

03 ذو القعدة 1437هـ

الموافق 2016/08/06م