Автор Тема: Женщина и получение знаний  (Прочитано 2831 раз)

Онлайн schahada

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6613
Женщина и получение знаний
« : 18 Мая 2016, 19:39:37 »
Сказал ибн аль-Джаузи:

«Женщина — такой же человек, на которого распространяются религиозные постановления, как и мужчина. Она обязана изучать знания относительно обязанностей, которые лежат на ней, чтобы она совершала их на основе убеждённости.

И если у неё есть отец, брат, муж или близкий родственник, который обучает её обязательным действиям, учит тому, как надо их совершать, то этого достаточно. Если нет такового, то она должна спрашивать сама и обучаться. Если она может учиться у женщины, то должна обучаться у неё. В противном случае она обучается у шейхов в преклонном возрасте, без уединения с ними, ограничиваясь только в рамках необходимого.

И если происходит что-либо касаемо её религии, то она спрашивает об этом и не стесняется. Поистине, Аллах не стесняется истины».

— См: «Ахкаму ан-Ниса», стр. 7.


=========================================


‘Асым передал, что Абу аль-‘Алийа (ум 90 или 93 г.х.), да смилуется над ним Аллах, сказал: «Обучайтесь Исламу, а когда вы ему научитесь, то не отворачивайтесь от него! Следуйте прямому пути (ас-сырат аль-мустакым), ибо, поистине, он есть Ислам! Не искажайте Ислам ни вправо, ни влево! Соблюдайте Сунну вашего Пророка ﷺ и то, чего придерживались его сподвижники! Остерегайтесь этих нововведений, которые сеют между людьми вражду и ненависть!“ И когда я сообщил об этом аль-Хасану (аль-Басри), он ответил: „Он сказал правду и дал добрый совет“. Потом я рассказал об этом Хафсе бинт Сирин, и она спросила: „О Бахили, ты рассказал об этом Мухаммаду (ибн Сирину)?“. Я ответил: „Нет“, и она сказала: „Так расскажи же ему!»

Вывел Лялякаи в "Шарх усуль и‘тикад ахлю-с-Сунна ва-ль-джама‘а" (13)

وَأَخْبَرَنَا أَحْمَدُ , ثنا مُحَمَّدٌ , ثنا أَحْمَدُ بْنُ زُهَيْرٍ , ثنا سُلَيْمَانُ بْنُ حَرْبٍ , ثنا حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ , عَنْ عَاصِمٍ , قَالَ : قَالَ أَبُو الْعَالِيَةِ : " تَعَلَّمُوا الإِسْلامَ , فَإِذَا تَعَلَّمْتُوهُ فَلا تَرْغَبُوا عَنْهُ , وَعَلَيْكُمْ بِالصِّرَاطِ الْمُسْتَقِيمِ , فَإِنَّهُ الإِسْلامُ , وَلا تُحَرِّفُوا الإِسْلامَ يَمِينًا وَلا شِمَالا , وَعَلَيْكُمْ بِسُنَّةِ نَبِيِّكُمْ وَالَّذِي كَانَ عَلَيْهِ أَصْحَابُهُ , وَإِيَّاكُمْ وَهَذِهِ الأَهْوَاءَ الَّتِي تُلْقِي بَيْنَ النَّاسِ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ " . فَحَدَّثْتُ الْحَسَنَ ، فَقَالَ : " صَدَقَ وَنَصَحَ " . قَالَ : فَحَدَّثْتُ حَفْصَةَ بِنْتَ سِيرِينَ , فَقَالَتْ : " يَا بَاهِلِيُّ , أَنْتَ حَدَّثْتَ مُحَمَّدًا بِهَذَا ؟ " . قُلْتُ : " لا " . قَالَتْ : " فَحَدِّثْهُ إِذًا


Надёжным иснадом также вывел Ибн Ваддах (199-286 г.х./815-899 г.м.) вывел в «аль-Бид'а» (77)

نا أَسَدٌ , عَنْ حَمَّادِ بْنِ زَيْدٍ , عَنْ عَاصِمٍ الأَحْوَلِ ، قَالَ : قَالَ أَبُو الْعَالِيَةِ : " تَعَلَّمُوا الإِسْلامَ ؛ فَإِذَا تَعَلَّمْتُمُوهُ فَلا تَرْغَبُوا عَنْهُ , وَعَلَيْكُمْ بِالصِّرَاطِ الْمُسْتَقِيمِ ؛ فَإِنَّهُ الإِسْلامُ , وَلا تَجْرُفُوا الصِّرَاطَ شِمَالا وَلا يَمِينًا , وَعَلَيْكُمْ بِسُنَّةِ نَبِيِّكُمْ وَالَّذِي كَانَ عَلَيْهِ أَصْحَابُهُ قَبْلَ أَنْ يَقْتُلُوا صَاحِبَهُمْ , وَمِنْ قَبْلِ أَنْ يَفْعَلُوا الَّذِي فَعَلُوا ؛ فَإِنَّا قَدْ قَرَأْنَا الْقُرْآنَ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَقْتُلُوا صَاحِبَهُمْ , وَمِنْ قَبْلِ أَنْ يَفْعَلُوا الَّذِي فَعَلُوا بِخَمْسَ عَشْرَةَ سَنَةً , وَإِيَّاكُمْ وَهَذِهِ الأَهْوَاءَ الَّتِي تُلْقِي بَيْنَ النَّاسِ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ " , قَالَ : فَحَدَّثْتُ بِهِ الْحَسَنَ , فَقَالَ : صَدَقَ وَنَصَحَ , قَالَ : وَحَدَّثْتُ بِهِ حَفْصَةَ بِنْتَ سِيرِينَ , فَقَالَتْ : بِأَبِي وَأَهْلِي أَنْتَ حَدَّثْتَ بِهَذَا مُحَمَّدًا ؟ فَقُلْتُ : لا , قَالَتْ : حَدِّثْهُ بِهِ


Мухаммад ибн Насир аль-Марвази (202-294 г.х. / 817-906 г.м.) в "ас-Сунна" (16)

حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ عَبْدِهِ ، ثنا حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ ، عَنْ عَاصِمٍ الأَحْوَلِ ، قَالَ : قَالَ لَنَا أَبُو الْعَالِيَةِ : " تَعَلَّمُوا الإِسْلامَ فَإِذَا تَعَلَّمْتُمُوهُ فَلا تَرْغَبُوا عَنْهُ ، وَعَلَيْكُمْ بِالصِّرَاطِ الْمُسْتَقِيمِ فَإِنَّهُ الإِسْلامُ ، وَلا تُحَرِّفُوا الصِّرَاطَ يَمِينًا وَشِمَالا ، وَعَلَيْكُمْ بِسُنَّةِ نَبِيِّكُمْ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَالَّذِي كَانُوا عَلَيْهِ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَقْتُلُوا صَاحِبَهُمْ وَيَفْعَلُوا الَّذِي فَعَلُوا ، فَإِنَّا قَدْ قَرَأْنَا الْقُرْآنَ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَقْتُلُوا صَاحِبَهُمْ وَيَفْعَلُوا الَّذِي فَعَلُوا ، فَإِنَّا قَدْ قَرَأْنَا الْقُرْآنَ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَقْتُلُوا صَاحِبَهُمْ وَمِنْ قَبْلِ أَنْ يَفْعَلُوا الَّذِي فَعَلُوا بِخَمْسَةَ عَشَرَ سَنَةً ، وَإِيَّاكُمْ وَهَذِهِ الأَهْوَاءَ الَّتِي تُلْقِي بَيْنَ النَّاسِ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ " ، فَأَخْبَرْتُ بِهِ الْحَسَنَ ، فَقَالَ : صَدَقَ وَنَصَحَ ، وَحَدَّثْتُ بِهِ حَفْصَةَ بِنْتَ سِيرِينَ ، فَقَالَتْ لِي : بِأَهْلِي أَنْتَ هَلْ حَدَّثْتَ بِهَذَا مُحَمَّدًا ؟ قُلْتُ : لا ، قَالَتْ : فَحَدِّثْهُ إِيَّاهُ

аль-Аджурри (ум. 360 г.х./970 г.м.) в «аш-Шари‘а» (19)

أَخْبَرَنَا ابْنُ عَبْدِ الْحَمِيدِ أَيْضًا ، قَالَ : نا زُهَيْرُ بْنُ مُحَمَّدٍ ، قَالَ : أَخْبَرَنَا سُلَيْمَانُ بْنُ حَرْبٍ ، قَالَ : حَدَّثَنَا حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ ، عَنْ عَاصِمٍ الأَحْوَلِ ، قَالَ : قَالَ أَبُو الْعَالِيَةِ : " تَعَلَّمُوا الإِسْلامَ ، فَإِذَا تَعَلَّمْتُمُوهُ فَلا تَرْغَبُوا عَنْهُ ، وَعَلَيْكُمْ بِالصِّرَاطِ الْمُسْتَقِيمِ فَإِنَّهُ الإِسْلامُ ، وَلا تُحَرِّفُوا الصِّرَاطَ يَمِينًا وَلا شِمَالا ، وَعَلَيْكُمْ بِسُنَّةِ نَبِيِّكُمْ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَالَّذِي عَلَيْهَا أَصْحَابُهُ ، فَإِنَّا قَدْ قَرَأْنَا الْقُرْآنَ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَفْعَلُوا الَّذِي فَعَلُوهُ خَمْسَ عَشْرَةَ سَنَةً ، وَإِيَّاكُمْ وَهَذِهِ الأَهْوَاءَ الَّتِي تُلْقِي بَيْنَ النَّاسِ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ " . قَالَ : فَحَدَّثْتُ بِهِ الْحَسَنَ فَقَالَ : صَدَقَ وَنَصَحَ ، وَحَدَّثْتُ بِهِ حَفْصَةَ بِنْتَ سِيرِينَ ، فَقَالَتْ : يَا بُنَيَّ أَحَدَّثْتَ بِهَذَا مُحَمَّدًا ؟ قُلْتُ : لا ، قَالَتْ : فَحَدِّثْهُ إِذَنْ قَالَ مُحَمَّدُ بْنُ الْحُسَيْنِ : عَلامَةُ مَنْ أَرَادَ اللَّهُ بِهِ خَيْرًا : سُلُوكُ هَذَا الطَّرِيقِ ، كِتَابُ اللَّهِ ، وَسُنَنُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، وَسُنَنُ أَصْحَابِهِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَمَنْ تَبِعَهُمْ بِإِحْسَانٍ ، وَمَا كَانَ عَلَيْهِ أَئِمَّةُ الْمُسْلِمِينَ فِي كُلِّ بَلَدٍ إِلَى آخِرِ مَا كَانَ مِنَ الْعُلَمَاءِ مِثْلَ الأَوْزَاعِيِّ وَسُفْيَانَ الثَّوْرِيِّ وَمَالِكِ بْنِ أَنَسٍ ، وَالشَّافِعِيِّ ، وَأَحْمَدَ بْنِ حَنْبَلٍ ، وَالْقَاسِمِ بْنِ سَلامٍ ، وَمَنْ كَانَ عَلَى مِثْلِ طَرِيقَتِهِمْ ، وَمُجَانَبَةُ كُلِّ مَذْهَبٍ يَذُمُّهُ هَؤُلاءِ الْعُلَمَاءُ ، وَسَنُبَيِّنُ مَا يَرْضَوْنَهُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ تَعَالَى



Стимул для сестёр‏

للشيخ أبي الفرج الدمشقي الحنبلي (486هـ) «كتاب الجواهر» وهو ثلاثون مجلدة في التفسير، وكانت بنت الشيخ تحفظه.

Авторству шейха Абу аль-Фараджа ад-Димашкы аль-Ханбали (486г.х.)  принадлежала книга «Жемчужины» тридцать томов о толковании Корана, и дочь шейха знала эту книгу наизусть.

https://t.me/mdrasah
« Последнее редактирование: 16 Августа 2018, 19:20:03 от schahada »
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.

Оффлайн Хамза

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4794
Re: Женщина и получение знаний
« Ответ #1 : 24 Мая 2018, 02:35:08 »
Ибн Таймия (да помилует его Аллах), сказал:

– “Нет никаких сомнений, что среди женщин, есть такие, которые гораздо (на много) умнее, мужчин!”

«Маджму’а аль-Фатауа», [6/447].

Онлайн schahada

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6613
Re: Женщина и получение знаний
« Ответ #2 : 17 Июля 2020, 00:40:39 »
УММ АЛЬ-БАХА', ФАТЫМА БИНТ МУХАММАД АЛЬ-АСБАХАНИЙА (445-539)

Шейха, от которой передавал хафиз Ибн Асакир. Также от неё получал знания  Джа'фар ибн Мухаммад ибн Амусан (جعفر بن محمد بن أموسان) и Дауд ибн Ма'мар Аль-Кураши

Передавала от надёжных в хадисе Ибрахима ибн Мансура аль-Салями,  Абу Тохира Ахмада ибн Мухаммада ас-Сакъафи и хороших в хадисе Саида ибн Абу Саида аль-Айара и Абу Фадля Хамзаа ибн Ахмад аль-Аджали (371-454 г.х.; в год его смерти ей было 9 лет)

Через последнего Фатыма, кстати, передала известный асар, в котором сказано, что Ибрахима Ибн Майсара, говорил: «Я никогда не видел, чтобы Умар Ибн Абдуль-Азиз кого-то бил, кроме человека, ругавшему Муавию: его он бил плетьми»

https://t.me/youloy_r/318
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.

Онлайн schahada

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6613
Re: Женщина и получение знаний
« Ответ #3 : 12 Октября 2020, 06:33:55 »

Передатчицы Аишы

    12 окт, 2020 в 6:31

Из порядка семисот передатчиков Аишы, 104 оказалось женщинами. Грубо говоря на 6 мужчин приходится одна женщина

41 передатчицы неизвестны

Жены пророка, ﷺ: Умм Салама, Маймуна бинт аль-Харис, Хафса бинт Умар ибн аль-Хаттаб

Сподвижницы пророка, ﷺ:
Амра ибн Раваха, Умм аль-Хусейн, бинт Исхакъ аль-Ахмасиа, Умм Са'д, Нахима бинт Биср аль-Мазанийа, Умм Сабийа аль-Джахнийа, Рамля бинт Амр, Зайнаб бинт Умм Салама Махзуми, Зайнаб бинт Абед Дахман Умм Руман аль-Фарасийа, Зайнаб бинт Абдулла аль-Сакафия, Сабия бинт аль-Харис аль-Асламийа, ас-Сараа бинт Набхан аль-Ганавийа, Амра бинт Кайс аль-Адавия, Акна бинт Аби Сафра аль-Асадийа, Малика бинт Амр Аль-Зайди, Маймуна бинт Аби Асиб, Умм Суфьян бинт ад-Дахак ас-Саламия, Амима бинт Башир аль-Ансария, Асма бинт Абу Бакр - сподвижница пророка, ﷺ
Сафия бинт аль-Харис аль-Абдария, которую Ибн Хаджар назвал сподвижницей, а Захаби счел наджёжной

Надёжные:
Её сестра Умм Кульсум, надёжная у Ибн Хаджара
Шмиса бинт Азиз аль-Атакея, надёжная у Йахьи ибн Муина и приемлемая у Ибн Хаджара
Умм Сулейман ибн Аби Сулейман, надёжная по мнению Ахмада
Хафса бинт Хамза Ат-Таймия, надёжная по мнению Ибн Хаджара
Маймуна бинт Аль-Валид аль-Ансария, надёжная по мнению Ибн Хаджара
Аиша бинт Саад Аль-Курашийа, шейха имама Малика, надёжная у Ибн Хаджара и Захаби
Камир Бинт Амр Аль Куфия, надёжная у Ибн Хаджара и Захаби
Аиша бинт Тальха аль-Курашийа, надёжная у Ибн Хаджара, Захаби и Йахьи ибн Муина
Сафия бинт Аби Убейд аль-Сакафия, надёжная у Захаби
Мааза бинт Абдулла Аль-Адавия (ум. 83 г.х.), надёжная у Ибн Хаджара и Захаби
Умра бинт Хамза Аль-Ансария (29-106 г.х.), надёжная у Ибн Хаджара и Йахьи ибн Муина. Захаби назвал её факихой.
Джухайма бинт Хай (جهيمة بنت حيي) - надёжная, названная факихой Ибн Хаджаром и великой факихой Захаби
Умм Кульсум, бинт Али ибн Абу Толи
Фатыма бинт Хусейн ибн Али ибн Абу Толиб, надёжная у Ибн Хаджара и Захаби


Передатчицы, положение  которых я не определил:
Байда бинт Наэль аль-Хиджазия ?
Румайта бинт Хаким ?
Мадина бинт Сулейман ?
Сафия бинт Шайба аль-Курашийа: (ابن حجر العسقلاني : لها رؤية،     الدارقطني : لا تصح لها الرؤية،     الذهبي : لها الرؤية، ومرة: رأت النبي صلى الله عليه وسلم يسعى،     المزي : لها رؤية)


Приемлимые передатчицы (24 имени)

Её племянница,  Асма бинт Абд-ур-Рахаман ибн Абу Бакр, названная Ибн Хаджаром приемлемой. Других характеристик на неё не нашел.
Её племянница,  Умм Кульсум бинт Абд-ур-Рахаман ибн Абу Бакр, названная Ибн Хаджаром приемлемой. Других характеристик на неё не нашел.
Её внучатая племянница Къариба бинт Мухаммад ибн Хамза ибн Абу Бакр
Умм Бакр бинт Аль-Мусавар аз-Зухрийа, названная Ибн Хаджаром приемлемой. Других характеристик на неё не нашел.
Умм Зарр, вольноотпущенница Аиши, названная Ибн Хаджаром приемлемой.
Умм Салем бинт Малик ар-Расибия, названная Ибн Хаджаром приемлемой, а Миззи назвал её к поклоняющимся
Докра бинт Галиб ар-Расибийа, названная Ибн Хаджаром приемлемой. Были разговоры о том, что она сподвижница
Карима бинт Хаммам аль-Басрийа, названная Ибн Хаджаром приемлемой
Умм Аун бинт Мухаммад ибн Джа'фар ибн Абу Толиб ибн Абд-аль-Мутолиб, аль-Хашемия, названная Ибн Хаджаром приемлемой
Умм Мухаммад бин ас-Саиб аль-Макки, названная Ибн Хаджаром приемлемой
Хакима бинт Умайа, названная Ибн Хаджаром приемлемой и надёжной Захаби
Умм Мухаммад ибн Хамза ибн Савбан, названная Ибн Хаджаром приемлемой
Фахта аль-Куфийа, названная Ибн Хаджаром приемлемой (الدارقطني : حديثها مستقيم، يخرج اعتبارا)
Амна бинт Анас ибн Малик, названная Ибн Хаджаром приемлемой
Хабиба бинт Майсара Аль-Фахри, названная Ибн Хаджаром приемлемой
Фатима бинт Аби Лайт, названная Ибн Хаджаром приемлемой
Джабля бинт Мусаффах Амирия, названная Ибн Хаджаром приемлемой
Умм Кульсум бинт Тумам, названная Ибн Хаджаром приемлемой
Къариба бинт Абдуллах аль-Курашийа, названная Ибн Хаджаром приемлемой
Умм Асим, названная Ибн Хаджаром приемлемой, о которой Хайсами сказал, что он её не знает ( الذهبي : لها صحبة، ولها حديث). Видел её риваяты у Бухари в "Тарих аль-кабир", у Байхакъи и Табарани
Джасра бинт Диджаджа, названная Ибн Хаджаром приемлемой и сказал: : إن لها إدراكا.  Захаби счет её надёжной, Бухари сказал, что она передавал странные вещи. Даракъутни сказал:  يعتبر بحديثها، إلا أن يحدث عنها من يترك
Албани из-за неё ослабил 232 хадис в "Сунан" Абу Дауда
Тамима бинт Салама, о котрой Даракъутни сказал, что в ней нет проблем
Умра бинт Умм Аль-Калус Аль-Гадария, о которой Даракъутни сказал: لا تثبت بها حجة. Её передачи я видел у Бухари в "Тарих аль-кубра"

Неизвестные: Умм Джахдар Амирия, Амнат бинт АбдАллах, Умм Бакр, Умм Абан бин Самаат аль-Ансария, Умм Хамида бинт Абдул Рахман, Умм Дауд ибн Салих ат-Таммар, Умм Амарат ибн Умайр ат-Таймийя, Умм Амр бинт Хават, Умм Иса ибн Абд ур Рахман ас-Сильми, Умм Фатимы бинт Абд ур Рахман, Умм Хишам ибн Аби Хишам, Умм Хилал бинт Вакъи', Умайя бинт Абдуллах, Банан бинт Язид Аль-Абашамия, Джамиля бинт Аббад, Зайнаб ас-Сахмийа, Зайнаб бинт Наср, Сафия бинт Асмат, Сафия бинт Аттия, Кульсум бинт Амр Аль-Курашийа, Варака бинт Харар, Умм Муслим Хавлания, Джабра бинт Мухаммад аль-Хузаийа, Лайла бинт Афра ад-Дабийа, Марьм бинт Тарик, Ганийа бинт Роди, Умра бинт Арта аль-Адавия, Зайнаб бинт Манхал, Зайнаб бинт Язид аль-Атакия, Умм ан-Нуаман Кинди, Талиха бинт Рабиа, Факиха бинт Киляб, Габта бинт Халид, Салама бинт Нафи, Умм Кульсу бинт Асма, Умм Сальджат, Кариба бинт Хамза, Умм ад-Дараб, Умм Салим бинт Нафи, Рита бинт Хишам, Аль-Сахбаа бинт Карим, Амина бинт Маан аль-Хадалийа

https://youloy-ruslan.livejournal.com/324669.html
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.

Онлайн schahada

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6613
Re: Женщина и получение знаний
« Ответ #4 : 15 Октября 2020, 17:25:54 »
 

Шейха Бахийя аль-Кутубийя была из числа великих ученых нашего времени. Несмотря на то, что она была слепой, она выучила Коран в возрасте 14 лет, а затем выучила наизусть сборники Муватта, Сахих Муслим и Сахих аль-Бухари. Все это она сделала без физического зрения.

Она путешествовала из Марокко в Тунис и училась во всемирно известном университете Зайтуна, а затем преподавала религиозным знаниям более 60 лет. Она постоянно постилась в течение года и по-прежнему позволяла студентам получать от нее пользу, даже когда ей было более 100 лет.

Шейх Мухаммад Аслям (‏حفظه الله)

https://t.me/dar_al_hadis/799
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.

Онлайн schahada

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6613
Re: Женщина и получение знаний
« Ответ #5 : 02 Июля 2021, 01:17:31 »
Кормилицей имама Тахави была супруга великого хадисоведа Абу Мусы аль-Мисри – одного из учителей имамов Абу Дауда и ан-Насаи. Первым учителем имама ат-Тахави была мать. Ее брат, имам аль-Музани, известен как самый влиятельный сторонник шафиитского мазхаба в Египте и лучший ученик имама аш-Шафии. Мать имама ат-Тахави упоминается в книгах либо как «Ухт аль-Музани» («Сестра аль-Музани»), либо как «Умм ат-Тахави» («Мать ат-Тахави»). Так же, как и ее брат, она посещала уроки имама аш-Шафии и даже стала всесторонне образованным ученым определенной значимости в шафиитском мазхабе.

Имам ас-Суюти пишет о ней: «Она посещала уроки имама аш-Шафии, и на нее ссылается имам ар-Рафи’и в разделе закят. Также о ней упоминают ас-Субки и аль-Иснави в сборнике биографий ученых-шафиитов».
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.

Онлайн schahada

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6613
Re: Женщина и получение знаний
« Ответ #6 : 29 Сентября 2021, 05:39:39 »
С. Р. Усеинова

ЖЕНЩИНЫ-УЧЕНЫЕ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ИСЛАМЕ

В статье предпринята попытка подробнее рассмотреть, в том числе на кон-кретных примерах, почерпнутых из средневековых сборников биографий, ка-ков был вклад женщин-ученых в формирование корпуса религиозных знаний и их передачу, насколько высок был их авторитет, каково их участие в процессе обучения и какие факторы могли способствовать образованию женщин. Акту-альность статьи заключается в том, что превратно понимаемая роль женщины в Исламе сегодня является источником конфликтов, а выработка более адекват-ного представления о ней может помочь их решению.
Ключевые слова: Женское образование в Исламе, мусульманские женщины-ученые, женщины-передатчицы хадисов, факиха, ‘алима, мухаддиса, роль жен-щины в Исламе.




Если бы все женщины были таковы, как та, о которой мы упомянули, Поистине, у женщин было бы преимущество перед мужчинами;
Ведь женский род — не порок для солнца,
Да и для месяца мужской род — не повод для гордости1
Абу-т-Таййиб ал-Мутанабби (ум. 354/965)

К написанию этой статьи меня подтолкнуло странное явление, наблю-даемое в классической востоковедной литературе. С одной стороны, ара-бистам доступны многочисленные источники, откуда можно почерпнуть довольно подробные сведения о женщинах-ученых в Исламе, и эти сведе-ния, можно сказать, витают в воздухе; с другой стороны, ни одного до-статочно ясного и полного изложения этого вопроса мне не встречалось2. Смею предположить, вопрос «Какова была роль женщин в средневеко-вой мусульманской науке?» многих может застать врасплох. Но какова бы ни была осведомленность об этом в научной среде, не вызывает со-

1 Это несколько искаженная цитата из элегии Мутанабби на смерть одной знат-ной дамы. В оригинале вместо закарна — факадна, но бейт распространен в таком виде. Слово «солнце» по-арабски женского рода, «месяц» — мужского.
2 Здесь и далее я касаюсь именно вопроса о женщинах-ученых, ýже — суннит-ских ученых и передатчицах хадисов. Таким образом, данная работа находится не-сколько в стороне от более общего вопроса о роли женщин в Исламе, трактуемого как в рамках академических исследований (здесь прежде всего следует рекомендовать прекрасную монографию А. Шиммель [Schimmel 1998], так и в рамках гендерных ис-следований, хотя имеет к нему непосредственное отношение.
© С. Р. Усеинова, 2015

60

мнений, что среди широкой публики, и в том числе современных мусуль-ман, она крайне низка. Это объясняется и редкостью или отсутствием научных и научно-популярных трудов (недостаток, который восполня-ется в представленной статье), и изменением социальных практик му-сульман, и некоторыми негативными тенденциями развития современ-ного Ислама. Так, в салафитском Исламе женщина как знаток религиоз-ных наук — явление, мягко говоря, малораспространенное, а для многих и малопредставимое. Известны случаи, когда студенты демонстративно покидали аудиторию, если на кафедру поднималась женщина (речь, ко-нечно, не о факультетах химии или социологии). Однако при ближайшем рассмотрении идея о том, что религиозные науки в мусульманском мире были и остаются прежде всего уделом мужчин, оказывается такой же без-основательной, как и многие другие идеи, которые возникают при объ-единении двух ключевых слов «женщина» и «Ислам», причем не только у несведущих европейцев, но и у большинства мусульман.
В статье я по необходимости кратко рассмотрю ряд вопросов, свя-занных с темой женщин-ученых в Исламе, и попытаюсь наметить на-правления для более подробных исследований, в которых ощущается потребность.
Прежде всего стоит выяснить, какова позиция Ислама по отноше-нию к образованию женщин, и прежде всего религиозному3. В отличие от вопросов брака, семьи, наследования и т.п., более подробно освеща-емых в Коране, этот вопрос в основном дебатируется на основании бо-лее общих фраз о положении мужчин и женщин, а также на основании многочисленных хадисов. По понятным причинам мы не можем вклю-чить в наше рассуждение всю массу существующих на эту тему хади-сов и относящихся к ним противоречивых мнений, скапливавшихся на протяжении веков. Ограничимся рассмотрением лишь одного широко известного хадиса: «Талаб ал-‘илм фарида ‘ала кулл муслим ва мусли-ма» (обычно переводится так: «Стремление к знаниям — долг каждо-го мусульманина и мусульманки»). Последние два слова — ва мусли-ма — часто отсутствуют при его цитировании. Хадис вызывал множе-ство вопросов у средневековых ученых и продолжает вызывать до сих пор. Следующее пояснение приводится на одном из Интернет-сайтов,

3 Об отношении Ислама к знанию в целом, а также о проблеме предпочтения ре-лигиозного знания светскому см.: [Роузентал 1978]. Следует также отметить харак-терную позицию ал-Маварди, выраженную в «Адаб ад-дунйа»: в многочисленных хадисах о приобретении знания имеется в виду именно религиозное знание [EI2 10: 802]. Заодно упомянем о том, что в раннем Исламе под ‘алимами понимались прежде всего как раз знатоки хадисов. Подробнее см.: [Cooperson 2004].

61

публикующих фетвы, в ответ на вопрос «Какое знание здесь имеется в виду — религиозное или светское?»4. Согласно сочинению «Файд ал-Кадир» ‘Абд ар-Ра’уфа ал-Мунави (ум. 1031 г. х.), по поводу истинности хадиса есть сомнения, хотя наиболее вероятно, что он относится ко вто-рому разряду (сахих ли-гайрихи); что касается слов ва муслима, то их, по мнению ас-Суйути, нет в хадисе, но это означает не то, что мусульман-ке стремиться к знаниям не надо, а то, что под словом муслим подраз-умеваются оба рода. Относительно того, какое знание имеется в виду, есть более 20 различных мнений, и предпочтительным оказывается то, что необходимо изучать лишь те основы веры, без которых не обойтись и которые являются фард ‘айн (индивидуальная обязанность каждого мусульманина)5. Кроме того, в зависимости от рода занятий каждому необходимо знать конкретные вещи (тут приводится пример торговца, которому надо знать, чем нельзя торговать, и т. п.).
Стоит отметить: ученые говорили не о том, что знания женщин должны быть ограничены этими сведениями, а о том, чтó выступает необходимым и достаточным минимумом. В целом же, несмотря на наличие некоторого количества хадисов, где умственные способности и роль женщин оцени-ваются отрицательно, консенсус факихов и ‘улама’, очевидно, сводился к тому, что получать знания женщине теоретически не предосудительно, тем более что хадисы, подкрепляющие такое суждение, тоже имеются.
Мы располагаем огромным количеством источников, которые свиде-тельствуют о том, что и на практике религиозное образование среди жен-щин было совершенно обычным делом. Занимались они, по-видимому, в основном теми науками, что назывались ‘улум ‘арабийа, в том числе языковыми, ýже — религиозными науками, и чаще всего — хадисами.
Остановимся подробнее на типах источников, откуда мы можем по-черпнуть информацию, касающуюся женщин-ученых. Прежде всего, это

4 Раздел «Фетвы» // Islamweb.net. — http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?pag e=showfatwa&Option=FatwaId&Id=11280. Формулировка вопроса посетителя сайта, как легко понять, обусловлена современными реалиями, а ответ (и наше исследова-ние) относится скорее к средневековому периоду.
5 Обратим внимание: для европейца «стремиться к знаниям» звучит благородно и не вызывает особых вопросов, при этом мало кто заметит расплывчатость этого требования. Однако для мусульманских ученых вопрос сложнее. Ведь талаб ал-‘илм на самом деле означает не абстрактное «стремление», а учебу, приобретение знаний. И если это фард, то ВСЕ мусульмане обязаны учиться. Сразу встает проблема практи-ческой невозможности выполнения рекомендации. Взамен нашего понимания «сле-дует стремиться к знаниям вообще, не быть невеждой!» факихи предлагают прак-тически применимые, соответствующие пониманию фуруд и их разновидностей ва-рианты. Таким образом, вполне прогнозируемо, что под обязательным для освоения знанием понимается знание об индивидуальных религиозных обязанностях.

62

биографические сборники (табакат), в том числе посвященные непо-средственно женщинам. Среди наиболее известных можно назвать в ка-честве примера «Табакат ан-ниса’» («Биографии женщин») Мухаммада Ибн Са‘да (ум. 230/845). Это сочинение составляет часть его большого труда «Китаб ат-табакат ал-кабир» («Большая книга разрядов»). В нем приводятся биографии жен Пророка, его дочерей, жен мухаджиров и ан-саров, многие из которых принимали деятельное участие в формиро-вании и передаче потомкам тех сведений, что в дальнейшем составили корпус сунны. Всего в труде Ибн Са‘да приведено около 600 имен жен-щин — это приблизительно 1/7 от общего количества упомянутых лиц (4250). Другое подобное сочинение — «Усд ал-габа» («Львы чащи») Ибн ал-Асира (ум. 630/1233).
Надо заметить, что перечисленные сочинения относятся к эпохе, на-зываемой садр ал-Ислам, когда само понятие науки и ученого еще не сло-жилось. Однако женщины той эпохи являют собой замечательный при-мер того, какую важную роль могли они играть в собирании и передаче знаний, — пример, который оправдывает и поощряет занятия женщин науками на протяжении всей истории Ислама. Жены Пророка, и пре-жде всего ‘А’иша, занимают почетное место среди хранителей преданий о нем. ‘А’ише принадлежит, по некоторым подсчетам, третье место по количеству переданных хадисов (всего 2210, слушали их около трехсот человек, в том числе 67 женщин). Множество хадисов передавали так-же от Умм Саламы, еще одной жены Пророка, описанной аз-Захаби как «одна из факихов (ж.р.) сахабов (ж.р.)». Число передающих от нее — око-ло 100 человек, в том числе 23 женщины. Всем известные имена дочерей выдающихся сподвижников Пророка — Асма’ бинт Аби Бакр, Джувай-рийа бинт ал-Харис, Хафса бинт ‘Умар, Зайнаб бинт Джахш и мн. др. — тоже следует упомянуть здесь.
Наглядный пример биографического сборника более поздней эпо-хи — известное сочинение Мухаммада ас-Сахави «Ад-Дау’ ал-лами‘ фи ахл ал-карн ат-таси‘» («Блистающий свет: [сведения] о тех, кто жил в IX в.»). Там приводится 1075 биографий женщин IX в., что занимает один из 12 томов этого объемного сочинения. 824 имени женщин — из-вестных передатчиц хадисов до III в. х. приведено у его учителя — Ибн Хаджара в «Такриб ат-Тахзиб», а нужно учесть, что данный труд пред-ставляет собой сокращенную версию его же «Тахзиб ат-тахзиб», в свою очередь сокращающей «Тахзиб ал-камал» Йусуфа ал-Миззи, в свою очередь сокращавшего «Ал-Камал фи асма’ ар-риджал» ал-Макдиси! Бóльшая часть женщин, о которых сказано, что они были учеными (‘али-мат), занимались передачей хадисов. Сведения о них иногда даются

63

отдельно от мужчин, а иногда и мужчин-ученых, и женщин-ученых помещают в общий алфавитный список6. Сочинений такого рода ве-ликое множество, перечислять их нецелесообразно. Серьезным под-спорьем исследователям, которые интересуются именно женщинами, упомянутыми в этом корпусе литературы (а также и в иных видах со-чинений), выступает составленный уже в XX в. многотомный справоч-ник «А‘лам ан-ниса’ фи ‘аламай ал-‘араб ва ал-Ислам» («Знаменитые женщины в мире арабов и Ислама»), автор которого — известный уче-ный ‘Умар Рида ал-Каххала7. Разумеется, далеко не все женщины, чьи имена приведены в справочнике, занимались какими-либо науками: словарь отмечает множество женщин-литераторов, женщин-благо-творительниц из знатных семей8, жен и дочерей правителей, так или иначе приобретших известность, и т. д. [Каххала, А‘лам].
Не менее, а возможно, и более информативны крайне популярные в средневековье сборники биографий учителей; составить такой сбор-ник считал своим долгом, кажется, каждый авторитетный ученый. Они носили характерные названия «Ма‘аджим аш-шуйух», «Маша’их», «Фа-харис» и т.п. Популярность этих сборников, которым, впрочем, уделено до сих пор недостаточное внимание исследователей [EI2 3:1021], объяс-няется просто: собственный авторитет ученого складывался в значи-тельной степени из суммы иджаз, за которыми шла настоящая охота (см. ниже), и авторитетов учителей. Можно упомянуть соответствующие сборники, принадлежащие ал-Мунзири, Ибн Хаджару ал-‘Аскалани, аз-Захаби, Ибн ал-Джаузи, ас-Суйути; в целом следует отметить, что чем больше учителей упомянуто, тем больше среди них женщин. Приведем лишь несколько примеров9.

6 Пример первого типа — ас-Сахави, второго — Ибн Хаджар [Сахави, Дау’; Ибн Хаджар, Дурар].
7 Ему принадлежит один из двух наиболее популярных арабских библиографиче-ских справочников XX в. — «Му‘джам ал-му’аллифин».
8 Было бы, вероятно, небесполезно провести подсчеты, сравнив приведенные данные с другими, касающимися мужчин, с целью выяснить соотношение между женщинами и мужчинами в некоторых сферах, но это, разумеется, задача отдельного исследования.
9 Большое количество таких примеров (с подробными списками учителей) со-брано анонимным автором весьма полезной статьи о женщинах-ученых на форуме ahlalhadeeth.com. — http://www.ahlalhdeeth.com/vb/showthread.php?t=165641. Выбо-рочная проверка источников показала, что цитаты из средневековых сочинений при-водятся автором с завидной точностью, и поэтому я считаю уместным использовать некоторые из них без дополнительного обращения к оригиналам. Следует, однако, отметить, что материалы, помещенные в Интернете и относящиеся к данной теме, нередко могут содержать неточности.

64

Тахира бинт Ахмад б. Йусуф ат-Танухийа, факиха, мухаддиса (ум. 436 г. х.) преподавала ал-Хатибу ал-Багдади (ум. 463/1071), автору знаменитого сочинения «Тарих Багдад». Ибн ал-Джаузи (ум. 597/1201), говоря о своих шейхах, упоминает трех женщин и приводит … по одно-му хадису от каждой из них. Известный египетский ученый-хадисовед XIII в., ал-Хафиз ал-Мунзири (ум. 656/1258) в сборнике своих учителей «Му‘джам шуйух ал-Мунзири» приводит список женщин, у которых он учился. Всего в списке названо семь преподавательниц из Египта, две из Дамаска, пять из Багдада, три из Исфагана, по одной из Нишапура, Хамадана и Харрана. Насколько можно судить из имен этих женщин, далеко не все они были дочерьми ученых (например, отец преподава-тельницы по имени Ни‘ма бинт ‘Али Йахйа ат-Таррах, вероятно, торго-вал одеждой).
Имам Шамс ад-Дин Мухаммад аз-Захаби (ум. 748/1348) в аналогич-ном «сборнике учителей» также приводит немало женских имен. Инте-ресно его упоминание об Умм Мухаммад Саййида бинт Муса б. ‘Усман ал-Маранийа ал-Мисрийа, ради встречи с которой он предпринял спе-циальное путешествие: «Я поехал было, чтобы встретиться с ней, но она умерла, когда я был в Палестине, в месяце раджаб 695 года (хиджры)». «Я очень стремился встретиться с ней, и отправился в Египет, распо-лагая сведениями о том, что она жива, а когда приехал туда, узнал, что она умерла десять дней назад, в пятницу шестого раджаба, когда я был в вади Фахма» [Захаби, Му‘джам].
Ученый-энциклопедист Джалал ад-Дин ас-Суйути (ум. 911/1505) также учился у многих женщин; в частности, одну из них, Умм Хани’ бинт ал-Хурини, он упоминает в своем сочинении «Бугйат ал-ву‘ат фи ахбар ан-нухат» («Сведения, которые нужно знать сознательным о грамматистах»). Наконец, упомянем ставшую уже, кажется, хрестоматийной историю
о том, как знаменитого суфия Мухйиддина Ибн ‘Араби (ум. 638/1240) вдохновило на создание сборника любовной лирики под названием «Тар-джуман ал-ашвак» («Толкователь страстей») его общение в Мекке с доче-рью уважаемого ученого Макин ад-Дина Абу Шуджа‘ Захира б. Рустама ал-Исфахани, которую звали Низам. Низам, по прозвищу ‘Айн аш-шамс ва ал-баха’, славилась своей набожностью, аскетизмом и красноречивы-ми проповедями. Она училась у отца и тетки, Фахр ан-ниса’ бинт Рустам, от которой Ибн ‘Араби также получил иджазу [Ибн ‘Араби, Тарджуман: 3]. Итак, можно считать вполне установленным фактом, что в числе учи-телей большинства тех, кто впоследствии приобрел славу известнейших ученых Ислама, находилось немало женщин; и тут же следует отметить,
что все они отзываются о них с большим почитанием.

65

Помимо биографических сборников и сборников учителей не стоит упускать из виду и такой источник информации, как анекдоты и забав-ные истории, разбросанные в адабных антологиях, а иногда заполняющие сплошь собой те же биографии знаменитых мужей (и жен). Несмотря на то что рассказы эти носят развлекательно-шутливый характер, они, на мой взгляд, вполне могут привлекаться как дополнительное свидетель-ство того, что женщины не хуже мужчин справлялись с освоением рели-гиозных наук. Приведем два небольших примера, повествующих о доче-рях, набиравшихся знаний от отцов и выступавших их хранителями:
«Рассказывают о дочери Са‘ида б. ал-Мусаййиба10 (да будет дово-лен Аллах ими обоими!), что когда вошел к ней ее муж, а он был одним из учеников ее отца, и когда утром он взял свою верхнюю одежду и за-хотел выйти, жена его спросила: “Куда ты собрался?” — “На маджлис Са‘ида, учиться его знаниям”, — ответил тот. “Садись, я научу тебя зна-ниям Са‘ида!” — был ответ».
«Рассказывают еще со слов имама Малика11 (да помилует его Аллах!), что когда читался ему “ал-Муватта’ ”, то если читающий неправильно произносил какое-то слово, или добавлял от себя, или пропускал, тогда его дочь [, находящаяся в соседней комнате,] стучала в дверь, и ее отец говорил читающему: “Повтори снова, ты ошибся!”, и тот возвращался к прочитанному и обнаруживал ошибку»12.
Осветим, насколько возможно, вопрос об обучении женщин с техни-ческой стороны. Сведения об этом у средневековых авторов, к сожалению, скудны13. Европейские ученые как будто мало интересовались этим во-просом. Вот характерная цитата из «Истории арабов» Ф. Хитти о женском образовании вообще: «Girls were welcome to all the religious instruction in the lower grades of which their minds were capable, but there was no special de-sire to guide them further along the flowery and thorny path of knowledge. For after all was not the centre of a woman’s sphere the spindle?»14 [Hitti 1967: 408].

10 Са‘ид б. ал-Мусаййиб — известный ученый, знаток преданий из поколения таби‘ин (ум. 94/715).
11 Основатель маликитского мазхаба, Малик б. Анас (ум.179/795). «Ал-Муватта’» — его знаменитое сочинение по хадисам.
12 Форум ahlalhadeeth.com. — электронная версия, см. сн. 9.
13 Мой собственный опыт изучения источников показывает, что вопросы обу-чения женщин то ли освещались неохотно, то ли авторы не видели необходимости специально их комментировать. Однако источников много, и лишь малая часть их изучена, поэтому ни о каких окончательных выводах речь идти не может.
14 Снисходительно-поверхностное отношение автора к предмету вполне очевид-но, а сама фраза может создать у читателя, не знакомого с источниками, впечатление, что никаких женщин-ученых в Исламе не было и быть не могло.

66

Начальным этапом и низшей ступенью религиозного образования был куттаб. Статья о нем в «Энциклопедии Ислама» сообщает, что «маль-чики составляли подавляющее большинство учеников куттаба, а девочки если вообще и учились, то отдельно (хотя случаи совместного обучения тоже отмечались, в основном в Индии и Иране)» [EI2 5: 568]. Следующим официальным этапом было обучение в религиозной школе (мадраса). Здесь Й. Педерсен, автор обширной статьи на эту тему, сообщает лишь, что «в исключительных случаях мы видим упоминания о студентах-жен-щинах; одна из них входила в маджлис аш-Шафи’и, как указано в “Хусн ал-Мухадара”15. В ранние века это наверняка не было необычным делом (it cannot have been unusual), поскольку об этом несколько раз упомина-ется в хадисах, которые предусматривают специальные дни для женщин (ал-Бухари, ‘Илм, главы 32,36,50)» [EI2 5: 1123–1134].
Таким образом, хотя нигде особо не оговаривается запретность для женщин каких-либо стандартных действий, связанных с образованием, но общая практика изоляции женщин неминуемо должна была быть тут препятствием; а как оно преодолевалось, никого из рассказчиков не ин-тересует. Наблюдается парадокс: с одной стороны, о роли женщин-уче-ных пишут и освещают данную тему специально, причем ясна авторская установка на просвещение (чему не приходится удивляться, учитывая общий уровень знаний об этом)16; освещение проблемы создает отчет-ливое ощущение, что женщина в роли ученого — нечто необычное. А с другой стороны, в тех источниках, откуда мы черпаем информацию о наличии таких женщин, их заслугах, их учителях и учениках, их годах жизни и сочинениях, ничего не сказано о том, как они стали учеными и как преодолевали вышеупомянутые трудности, и никакого удивления по этому поводу не высказывается.
На начальном этапе представляется, что наиболее вероятный ответ на этот вопрос — частное обучение, приглашение преподавателей на дом, посещение маджлисов и сама‘ ученых на дому17. Взаимодействие осуществлялось через барьер (занавеску): таким образом преодолевал-ся запрет на нахождение в одном помещении посторонних мужчины и женщины. Сведения об обучении и соответственно преподавании

15 Известное сочинение ас-Суйути.
16 В качестве примера можно привести вопрос на форуме (задан в 2009 г.): «Были ли женщины-мухаддисы? И как это могло быть?» Помимо очевидных ответов (были, читать там-то) мы видим и такое восклицание: «Как много их было раньше! И как мало их сейчас! Хотя в Шинките они все еще есть!..»
17 Сама‘ в этом случае — один из принятых способов передачи хадисов, наряду с кира’а и иджаза.

67

женщин в публичном пространстве имеются, но их слишком мало, что-бы делать уверенные заявления на этот счет18. Полагать, будто женщины никогда не покидали пределы своих домов, также, очевидно, ошибочно. Упомяну в связи с этим отдельную интересную проблему, которую нет возможности здесь исследовать подробнее: женские обители. На каком основании женщины там поселялись? Кто отвечал за их поведение? Тре-бовалось ли для этого согласие родителя или опекуна (вали)? Были ли это независимые вдовы, вольноотпущенницы, женщины из низших сло-ев? Кто и как становился во главе обителей (рибатов)19? Об одной такой женщине, Зайн ал-‘Араб бинт ‘Абд ар-Рахман б. ‘Умар (ум. 704 г. х.), воз-главлявшей рибат бинт ас-Саклатуни, а незадолго до смерти — рибат ал-Харамайн в Мекке, упоминает Ибн Хаджар [Ибн Хаджар, Дурар 2: 247]20. Итак, по-видимому, учились прежде всего женщины, которых под-талкивали к этому и предоставляли такую возможность отцы, братья, реже — мужья-ученые. Насколько далеко они могли продвинуться в своих занятиях, также, по-видимому, зависело от благосостояния и ав-торитета семьи, хотя немногие сообщения о карьере женщин-ученых, содержащие хоть какие-то подробности на этот счет, опять-таки не по-зволяют сделать надежные выводы. В любом случае ситуации могли быть разными. В связи с вышесказанным приведем один расширенный
пример из биографии уже упоминавшегося нами Ибн Хаджара.
Ал-Хафиз Абу-л-Фадл Шихаб ад-Дин Ахмад б. ‘Али Ибн Хаджар ал-‘Аскалани (ум. 852/1449), прозванный «последним повелителем право-верных в науке хадисов», автор более пятидесяти книг, в том числе «Фатх ал-Бари» («Помощь Создателя»)21, непревзойденного комментария

18 На форумах, цитированных выше, содержатся утверждения о том, что у некото-рых женщин-ученых были свои «кружки» (халка) в больших мечетях, и ученики съез-жались к ним издалека, а кроме того, многие женщины усердно путешествовали в по-исках знаний. Последнее утверждение находит обоснование в биографии женщины-поэта и автора религиозных и суфийских сочинений знаменитой ‘А’иши ал-Ба‘униййи (ум. 922/1516), вышедшей из семьи нескольких поколений известных ученых и жены авторитетного ученого Шихаб ад-Дина Ахмада ал-Касталлани (ум. 93/1517). О ней см.: [EI2 1: 1109–1110], а также недавно опубликованное исследование Т.Э. Хомерина. Однако в целом конкретных подтверждаемых источниками примеров пока слишком мало, чтобы понять, в какой степени они были исключением из правил.
19 Попытка найти сведения об этом вопросе у Тримингэма [Тримингэм 1989] ни к чему не привела: единственное релевантное замечание на с. 188–189 не проливает света на проблему.
20 Также у аз-Захаби в «Му‘джам аш-шуйух».
21 Ас-Сахави в «Джавахир» насчитывает более ста работ. Что касается «Фатх ал-Бари», это название переводят по-разному, понимая фатх и как «победу», и как «Судный день»; мне представляется наиболее подходящим «дар» или «помощь», от значения глагола фатаха ‘ала и конкретно фразы фатаха-Ллаху ‘алайка.

68

к «Сахиху» ал-Бухари и одного из лучших шархов к ал-кутуб ас-ситта вообще, и сегодня считается одним из наиболее авторитетных ученых Ислама. Он родился в 773/1372 г., рано потерял родителей, воспитани-ем и образованием его занимались родственники. Несмотря на сирот-ство, Ибн Хаджар достиг высочайшего положения, много лет занимал важные должности и удостоился всевозможных почестей. Среди его учителей, как сообщает он сам, в частности, в своей книге «ал-Муджма‘ ал-му’ассас ли-л-му‘джам ал-муфахрас», было множество женщин [Ибн Хаджар, Муджма‘ passim]; некоторые из них сами были ученицами зна-менитых преподавательниц. Например, ‘А’иша бинт Мухаммад б. ‘Абд ал-Хади, обладавшая большим авторитетом в хадисоведении и имев-шая много учеников; ее учителями были две мухаддисы: Ситт ал-фукаха’ бинт ал-Васити и Зайнаб бинт ал-Камал [Ибн Хаджар, Муджма‘ passim]. Он упоминает множество сама‘, в которых он принимал участие вместе с женщинами. Одну из них, ‘А’ишу бинт ‘АбдАллах ал-Халабийю, он на-зывает также автором книг (мусаннифа).
Ибн Хаджар уделял значительное внимание обучению своих жен и до-черей хадисам, и немало женщин из его семьи достигли успехов в этой науке. Сестра его, Ситт ар-ракб бинт ‘Али б. Мухаммад б. Хаджар ал-‘Аскаланиййа (ум. 798 г.х.), умела читать и писать и была необыкновенно умна. Ученый называл ее своей «матерью после матери» и составил спи-сок ее учителей и иджаз, полученных в Мекке, Дамаске, Баальбеке и Ка-ире. Она обучалась каллиграфии, знала наизусть бóльшую часть Корана, много читала22 и весьма во всем этом преуспела. Брат очень уважал и це-нил ее и сочинил на ее смерть элегию. О подробностях ее образования и достижений, о ее муже и детях сообщает нам ас-Сахави (ум. 902 г.х.). Он упоминает, что у нее была дочь по имени Моз (ум. 850 г.х.), учившая-ся у своего дяди Ибн Хаджара, а у нее учился он сам. Она умерла еще при жизни дяди [Сахави, Джавахир].
Жена Ибн Хаджара, Анас Хатун, дочь кади Карим ад-Дина ‘Абд ал-Карима б. ‘Абд ал-‘Азиза, занимавшего должность назир ал-джайш, так-же была преподавателем хадисов. Муж позаботился о том, чтобы она училась у одного из его собственных учителей — знаменитого шейха ‘Абд ар-Рахима ал-‘Ираки (ум. 806/1403), обладавшего почетным титу-лом хафиз ал-‘аср, — и способствовал получению ею иджаз от многих других приглашенных учителей, причем не только тех, кто жил в Егип-

22 Здесь и ниже можно допустить более специфические значения кара’а и катаба: кира’а и китаба были известными способами ривайи, т.е. передачи хадисов. В более широком смысле кира’а — способ передачи знаний, когда студент зачитывает вслух текст в присутствии преподавателя, который исправляет ошибки.

69

те, но также сирийцев, мекканцев и йеменцев. При жизни мужа Анас была очень известной передатчицей, между ними, по словам биогра-фов, существовало большое взаимное уважение. Она передавала ха-дисы в присутствии мужа, и у нее обучались многие достойные люди. По случаю окончания «курса» она устраивала праздники, где раздавали фрукты и сладости (эти праздники проходили в присутствии Ибн Хад-жара и были весьма популярны), а всех желающих учиться принимала с почтением. Тот же ас-Сахави составил сборник из сорока хадисов от сорока разных шейхов в ее передаче и прочел его ей [Сахави Дау’ 11: 11; Сахави, Джавахир].
У Ибн Хаджара было несколько дочерей, и всем им он стремился пре-подать знания. Так, для своей старшей дочери Зайн Хатун (ум. 833 г.х.) он начал собирать иджазы с первого года ее рождения23, а когда она под-росла, учил ее у своих шейхов: ал-‘Ираки и ал-Хайсами. Он тоже привел ее к известному ученому Ибн Хатибу Дарийа (ум. 811 г.х.). Она выучи-лась читать и писать24. Сама она не была известна как передатчица ха-дисов, возможно, потому, что достаточно рано умерла, но сын ее, Йусуф б. Шахин, известный как Сибт25 Ибн Хаджар, впоследствии много сделал для сохранения дедовского наследия.
Фарха (ум. 828 г.х.) получала иджазы вместе с матерью, отец отправ-лял ее к своим собственным учителям. Еще две рано умершие дочери, Фа-тима и ‘Алийа (обе умерли от чумы в 819 г.х.), тоже успели получить ряд иджаз. Наконец, еще об одной дочери Ибн Хаджара, Раби‘и (ум. 832 г.х.), известно, что отец отвел ее для получения сама‘ к ал-Мараги во время путешествия в Мекку в 815 г.х., и у нее были иджазы от множества си-рийских и египетских ученых.
Отметим, что Ибн Хаджар, непререкаемый авторитет в области ха-дисоведения и религиозных наук в целом, при желании, вероятно, мог бы прекрасно обосновать ненужность или даже вред «излишнего» обу-чения для женщин с помощью соответствующих хадисов (несомненно,

23 Хотя многие ученые (например, имам аш-Шафи‘и) относились к этому явле-нию негативно, получение иджаз без прохождения реального обучения и даже не встречаясь с учителем было весьма распространено. Для этого был специальный тер-мин: истаджаза (лаху) мин фулан. Иногда их получали даже до рождения ребенка, часто задолго до того, когда он достигал подходящего для обучения возраста. В связи с тем, что (как было отмечено выше) от количества иджаз зависел авторитет, такая охота за ними неудивительна. В то же время это не означало, что получавшие по-добные почетно-подарочные иджазы люди не обладали реальными знаниями. Таких иджаз могло быть много и у больших ученых.
24 См. сноску 22.
25 Ар. внук по материнской линии.

70

имелись и мнения ученых, на которые он мог бы сослаться). То, что он действовал прямо противоположным образом, конечно, объясняется его личным характером, воззрениями и жизненными обстоятельствами, но, учитывая его весьма суровую репутацию26, полагаю, что мы можем рассматривать приведенное описание как весьма значимое подтвержде-ние того, что отношение к женскому образованию в среде ‘улама’ было преимущественно положительным. У этого положительного отношения должны были иметься некие причины, как внутренние так и внешние. Каковы могли быть эти причины?
Во-первых, обучение девочек наверняка обусловлено известным явлением «династийности» в среде ‘улама’, находящим основание в об-щей культурной тенденции. Если сформулировать это еще проще, люди, жившие в средневековом мусульманском обществе, хотели, чтобы их дело было продолжено, а место в жизни занято их сыновьями, и многие более широко мыслящие ученые не против были при необходимости за-менить сыновей дочерьми. Во-вторых, положение ‘улама’ в средневеко-вом обществе было крайне важным и значительным.
«Политические неурядицы 4/10 и 5/11 вв. немало способствовали консолидации власти ‘улама’, которые совместно с другими городски-ми элитами играли важную роль в жизнедеятельности мусульманских городов. К середине 5/11 в. ‘улама’, бывшие до того прежде всего рели-гиозной элитой, стали также элитой общественной и политической. Во многих городах семьи ‘улама’ объединялись с семействами землевла-дельцев, чиновников и торговцев, обеспечивая стабильное управление жизнью городов на протяжении многих поколений» [EI2 10: 803]. Знание, как утверждает и Ф. Роузентал, транслируется во власть [Роузентал 1978: 312–323]. И у нас имеются примеры того, что не только факихи-мужчи-ны, но и женщины могли обладать заметным влиянием и пользоваться авторитетом правителей. Как минимум, наличие образования у дочери ‘алима позволяло, вероятно, поддерживать престиж семьи, а также могло способствовать ее более выгодному браку.
Многие ученые, учившие дочерей, вероятно, согласились бы и с на-ставлением халифа ‘Абд ал-Малика сыновьям: «Приобретайте знание, потому что <…> если вы принадлежите к среднему слою, вы станете господами. А если вы люди простые, оно поможет вам заработать на жизнь» [Роузентал 1978: 317]. Мы встречаем в источниках указание на


26 Ибн Хаджар резко осуждал суфиев — последователей Ибн ‘Араби, осуждал «чрезмерное» почитание могил шейхов и в целом не был известен либеральными взглядами.

71

то, что у некоторых женщин, преподававших хадисы и другие науки, были и дополнительные способы зарабатывать (такие, например, как шитье или торговля)27. С другой стороны, хотя об этом не говорится прямо, очевидно, что преподавание могло также быть источником до-хода, пусть и скромным. Все эти причины, более или менее практичные, должны были, конечно же, объединяться и с идеалами и установками средневекового Ислама, где ценность знания вообще и религиозного знания в частности была очень высока и постоянно подтверждалась и ретранслировалась в самых разных сочинениях. Полагаю, эта отли-чительная особенность арабо-мусульманской культуры и цивилизации слишком хорошо известна, чтобы требовались дополнительные пояс-нения.
Мы специально остановились на наиболее многочисленной катего-рии женщин-ученых, так как ставили задачу найти не блестящие исклю-чения из правила «наука для мужчин», а рассмотреть вполне массовое явление. Заключением для нашего краткого обзора вопросов, связанных с деятельностью женщин-ученых и передатчиц хадисов, могут быть ча-сто цитируемые слова Мухаммада аш-Шаукани (ум. 1250/1839) из его сочинения «Найл ал-аутар» («Достижение желаний»): «Не случалось та-кого, чтобы ученый отвергал сообщение женщины потому, что она жен-щина; ведь сколько же хадисов получила община мусульман, принимая свидетельства одной из женщин-сахабов! И этого не станет отрицать ни один из тех, кто хоть что-то знает о сунне».
В наше время, когда проблемы, связанные с радикализацией Ислама, угрожают всему миру, особенно важно иметь верное представление о на-следии мусульманского средневековья, поскольку там мы можем найти множество вдохновляющих примеров для сегодняшнего дня; именно поэтому изучение затронутых здесь проблем актуально, и хочется на-деяться, что оно будет продолжено.
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.