Автор Тема: Можно ли читать Коран на могилах?  (Прочитано 5300 раз)

Оффлайн ermarat

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 56
    • Рассвет Ислама!!!
Можно ли читать Коран на могилах?Считая что он помогает умершему.Помогите нужен хукм с доказательствами.
Я остаюсь таким же как и был,не смотря на то что мне говорили,как я был неправ этот путь избрав!!!

Оффлайн ermarat

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 56
    • Рассвет Ислама!!!
Re: Можно ли читать Коран на могилах?
« Ответ #1 : 21 Мая 2010, 23:07:13 »
И на два больших прздника люди ходят на кладбище и читают куран на могилах своим родственникам.Кто неможет (это основное население) они платят деньги (тем кто может читать Коран) и они читаю Коран на могилах этих родственников.Так же при захоронение тела Имам читает Коран на могиле.В основном читается сура Ясинь.И приводят хадис.

Одним из хадисов, которым обосновывают допустимость и полезность этого для покойного, является следующий: "Однажды Пророк Мухаммад проходил мимо одной из оград Медины и услышал возгласы двух людей, испытывающих [страшные] мучения в своих могилах. Посланник Господа сказал: "Они испытывают мучения за малые прегрешения". Но сразу поправился: "Нет, [за большие]. Один из них был неаккуратен, когда мочился, а другой клеветал и сплетничал". После этого Пророк Мухаммад попросил, чтобы ему принесли голую пальмовую ветвь. Сломав ее пополам, он воткнул в каждую могилу по половинке. Сподвижники спросили: "О Посланник Всевышнего, зачем ты это сделал". Он ответил: "Возможно это облегчит [их участь] и это [предполагаемое облегчение] продолжится до тех пор, пока они (ветки) не высохнут" (хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима).

Известный ученый, имам аль-Хаттаби, опираясь на упомянутый хадис, сказал: "Данный хадис указывает на желательность (мустахаб) чтения величественного Корана на могилах. Когда от тасбиха дерева ожидается облегчение для умершего, то ожидание и прошение у Всевышнего облегчения для покойного через чтение Корана  (над могилой) более благодатно (баракятно) и вероятно".

Передается, что сын ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Абдулла ибн ‘Умар, завещал, чтобы на его могиле была прочитана вторая сура Священного Корана, "аль-Бакара"

Вот еще один из ихних доводов:

Кто идет меж могил и читает "куль хува ллаху ахад" одиннадцать раз, а затем дарует воздаяние-саваб умершим, тому будет воздано по количеству покоящихся [на кладбище]" (хадис от ‘Али ибн Абу Талиба; св. х. Абу Бакра ан-Наджара). Также: "Если кто-то зайдет на кладбище и прочитает суру "Ясин", то Аллах облегчит участь их [покоящихся на кладбище]" (хадис от Анаса; св. х. Абу Бакра ан-Наджара).Передается, что Абу Бакр Сыддык процитировал слова Пророка Мухаммада: "Кто посетит могилу родителей своих или одного из них и прочитает там "Ясин", тому будут прощены прегрешения".

"Кто прочитает суру "Ясин", стремясь к милости Аллаха и делая это только ради Него, тому будут прощены предшествовавшие прегрешения. Читайте ее рядом с вашими умершими [умирающими]" (хадис от Ма‘каля ибн Ясара; св. х. аль-Байхакы)

"Читайте над (для) умершими [умирающими] "Ясин" (хадис от Ма‘каля ибн Ясара; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа, Ибн Хаббана, аль-Хаким).Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 84, хадис № 1344, "хасан"



Я остаюсь таким же как и был,не смотря на то что мне говорили,как я был неправ этот путь избрав!!!

Оффлайн schahada

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5963
Re: Можно ли читать Коран на могилах?
« Ответ #2 : 12 Августа 2011, 04:40:35 »
Фатва муфтия доктора Али Джумаа Мухаммада о чтении Корана умершим

Вопрос:
В обращении, зарегистрированном под номером 95 от 2006 года содержится вопрос: «Некоторые люди, особенно в сельских районах и в густонаселенных беднотой кварталах городов практикуют чтение полного текста Корана через три дня после похорон кого-либо из близких. Какова шариатская норма относительно этого, и доходит ли вознаграждение за это до умерших?
 
Ответ     
Чтение Священного Корана – это один из лучших видов поклонения, приближающих верующего к своему Господу. В шариате повеление читать Коран стоит в обобщенной форме, и, согласно правилам, принятым в науке об основах фикха, подобное повеление распространяется на всех людей, включая все возможные обстоятельства, любое время и место. Исключением являются лишь специально оговоренные случаи. Чтение Корана для человека при смерти, после смерти, во время похорон или после них, в его доме или в мечети, у могилы или где-то еще – все это разрешено единогласным мнением ученых.
Лишь некоторые маликиты указывают на нежелательность чтения Корана непосредственно у могилы. Но шейх ад-Дардир пишет: «Ученые позднего периода согласились с тем, что нет ничего запретного в чтении Корана и поминании Аллаха, и посвящении вознаграждения умершему. И если пожелает Аллах, оно дойдет до него».
Немало ученых разных мазхабов посвятило этому вопросу свои труды. Например, ученый ханбалитского мазхаба Абу Бакр аль-Халляль пишет об этом в главе «Аль-кираату 'аля-ль-кубур» в книге «Аль-джами’», ученый ханбалитского мазхаба Шамсуддин ибн 'Абдуль-Вахид аль-Макдиси также написал труд по этому вопросу; 'Абдуллах ибн ас-Сиддик аль-Гумари упоминает этот вопрос в своей книге «Таудих аль-баян ли вусули саваб-иль-Куран».
Доказательствами дозволенности чтения Корана умершим являются следующие хадисы:
1. От Ма'киля ибн Ясара (ؓ) передается, что Пророк (мир и благословение Аллаха ему и его семье) сказал:
[indent]


اقرءوا يس على موتاكم
«Читайте «Йа син» над своими умершими».. [/indent]
Хадис рассказали Ахмад, Абу Давуд, Ибн Маджах, Ибн Хиббан и Хаким, а последние двое сказали, что он достоверный. И это относится как к человеку, находящемуся при смерти, так и к покойному.

2. Передается от 'Абдуллаха ибн 'Умара (да будет Аллах доволен ими обоими), что он сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха (мир и благословение Аллаха ему и его семье) говорил:
[indent]


 إذا مات أحدُكم فلا تحبسوه، وأَسْرِعوا به إلى قبره، وليُقْرَأْ عند رأسه بفاتحة الكتاب، وعند رجليه بخاتمة سورة البقرة في قبره

«Когда кто-то из вас умирает, не задерживайте его, и спешите с его погребением. И пусть у изголовья его могилы будет прочтена сура «аль-Фатиха», а у его ног окончание суры «аль-Бакара».
[/indent]
Хадис рассказали ат-Табарани и аль-Байхаки в книге «Шу'аб-уль-иман». Аль-Хафиз Ибн Хаджар указал на хороший иснад хадиса. Также в одной из версий хадиса вместо «аль-Фатиха» говорилось о начале суры «аль-Бакара».
Также передают, что Абдулла ибн Умар завещал прочитать у его могилы начало и конец суры «аль-Бакара». Это передано аль-Халлялем, Ибн Кудама признал его достоверным, и ан-Навави подтвердил его хороший иснад.

3. Еще передается от Анаса (ؓ) что Посланник Аллаха (мир и благословение Аллаха ему и его семье) сказал:
[indent]

مَنْ دخل المقابر، فقرأ فيها يس، خفَّف الله عنهم يومئذ، وكان له بعددهم حسنات
«Кто войдет на кладбище и прочитает суру «Йа син», Аллах даст облегчение покойным, а ему будет вознаграждение благим, равное количеству покойных». [/indent]
Хадис передал 'Абдуль-'Азиз, сподвижник аль-Халляля, Ибн Кудама приводит его в книге "Аль-Мугни".
Разногласия по этому вопросу незначительны, а более сильным является мнение тех, кто считает чтение Корана разрешенным и желательным. Также есть несколько ученых, заявивших о единогласном разрешении на чтение Корана усопшим.
Так, ученый ханбалитского мазхаба имам Ибн Кудама аль-Макдиси пишет:
[indent]

وأي قربة فعلها وجعل ثوابها للميت المسلم نفعه ذلك إن شاء الله".. إلى أن قال: "قال بعضهم: إذا قرئ القرآن عند الميت، أو أهدي إليه ثوابه، كان الثواب لقارئه، ويكون الميت كأنه حاضرها، فترجى له الرحمة، ولنا: ما ذكرناه، وأنه إجماع المسلمين، فإنهم في كل عصر ومصر يجتمعون ويقرؤون القرآن ويهدون ثوابه إلى موتاهم من غير نكير
«Любой акт поклонения, вознаграждение за который было посвящено усопшему мусульманину, принесет тому пользу, по воле Всевышнего.… Некоторые ученые указывают, что если рядом с умершим прочитали Коран и посвятили ему вознаграждение за это, то читавший Коран получает вознаграждение за чтение, а покойный подобен слушающему, и милость Всевышнего нисходит на него. Нашим же доказательством является то, что мы упоминали ранее, а также и то, что это является единогласным мнением всех мусульман, ибо это практикуется повсеместно - везде и всегда мусульмане собираются, читают Коран, и посвящают вознаграждение усопшим, что не вызывает возражений [/indent]
(«Аль-мугний», 2:225).

Также и шейх аль-'Усмани написал в своей книге «Рахматуль-умма фихтиляфиль-аимма»:
[indent]

وأجمعوا على أن الاستغفار والدعاء والصدقة والحج والعتق تنفع الميت ويصل إليه ثوابه، وقراءة القرآن عند القبر مستحبة
«Ученые единогласны в том, что покойному полезно, и до него доходит вознаграждение за такие деяния, как испрашивание прощения его грехов, мольба за него, милостыня, паломничество, и освобождение раба. Также желательно и чтение Корана у могилы».[/indent]
Вывод о том, что вознаграждение за чтение доходит до умершего, ученые сделали на основании того, что до покойного доходит вознаграждение за совершенный за него хадж, включающий, в том числе и молитву-намаз, а, следовательно, и чтение «аль-Фатихи» и других сур из Корана. И если принимается целое, принимается и его часть. Большая часть ученых согласна в том, что вознаграждение за чтение Корана достигает умершего, если читающий сделал соответствующее намерение. Шафииты считают, оно достигает умершего не в качестве дара, а только в случае, если читающий обратится к Всевышнему Аллаху с просьбой-дуа: «О, Аллах! Отдай такому-то вознаграждение, равное тому, которое полагается за это чтение!».
В любом случае, данное разногласие не является значительным.
А Аллах - Свят Он и Велик – знает лучше!

Источник:
http://www.dar-alifta.org/ViewFatwa.aspx?LangID=1&ID=448
Перевод:
http://www.dar-alifta.org/ViewFatwa.aspx?ID=448&text=448
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.

Оффлайн schahada

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5963
Re: Можно ли читать Коран на могилах?
« Ответ #3 : 23 Декабря 2015, 14:48:51 »
Сказал ан-Навави:

لكونهما يسبحان ما داما رطبين استحب العلماء قراءة القرآن عند القبر لهذا الحديث; لأنه إذا كان يرجى بتسبيح الجريد فتلاوة القرآن أولى

Одно из доказательств желательности чтения Корана у могил ученые вывели из хадиса Муслима о влажных ветках растений. Однажды Пророк عليه الصلاة و السلام установил две ветки в могилы получавших наказание и сказал: «Возможно это облегчит их участь, пока ветки будут влажными». Было сказано, что причина в том, что влажные (живые) растения совершают тасбих...и если тасбих растений приносит пользу мертвым, то чтение Корана тем более

"Шарх Сахих Муслим"

Шафии фикх | فقه الشافعية


===========================================

Ханбалиты и чтение Корана на кладбище.

Как-то мы выкладывали позицию мазхаба относительно чтения Корана для мертвых, и здесь встаёт вопрос о чтении Корана именно на кладбище и возле могил.

1️⃣ Позиция мазхаба.

Сказал имам мазхаба своего времени и самый сильный ученик шейха Такиюддина ибн Теймии в фикхе Шамсуддин ибн Муфлих, да помилует их всех Аллах (аль-Фуру' вместе с ат-Тасхих 3/419-420):

"Глава.
1) Не является нежелательным чтение на могиле и на кладбище, и на это есть прямые слова (имама Ахмада)... Это и является мазхабом.

2) И от него (т.е., имама Ахмада), что не является нежелательным при погребении;

3) И от него, что является нежелательным (вообще)".

И редактор мазхаба имам аль-Мардауи, да помилует его Аллах, комментируя данные слова, указал, что правильным является дозволенность, а не желательность (см. там же).

То есть, первый риуаят, который является мазхабом, гласит, что это не макрух. Встает вопрос, "не макрух" здесь - это дозволенность или желательность. Оба мнения в мазхабе присутствуют, и имам аль-Мауарди указывает, что правильным является дозволенность.

********

2️⃣ Выбор шейха Такиюддина ибн Теймии, да помилует его Аллах (Иктида ас-Сырат аль-Мустаким, 2/263-264):

"Однако, они разошлись в чтении у могилах, является ли это нежелательным или нет?
И вопрос является известным, и здесь есть три риуаята от Ахмада:

- Первый, что в этом нет проблемы, и это выбор аль-Халяля и его сподвижников, а также большинства из числа поздних его (Ахмада) сподвижников...

- Второй, что это макрух... И это риуаят, который передали от него большинство его сподвижников, и на нем его старые сподвижники, которые были с ним.

- Третий, что нет проблем при чтении во время погребения, как это передаётся от Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, и некоторых мухаджиров. А что касается чтения после этого, как те, которые периодически посещают могилу для чтения возле неё, то это является макрух, ведь, поистине, такое вообще не передаётся от саляфов.
И этот риуаят, возможно, более сильный чем остальные ввиду того, что в нем присутствует согласованность между доказательствами".

Подготовил Джэмбулэт Тхьэщлъокъуэ
« Последнее редактирование: 14 Августа 2018, 03:37:35 от Хамза »
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.

Оффлайн schahada

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5963
Re: Можно ли читать Коран на могилах?
« Ответ #4 : 09 Сентября 2018, 16:27:10 »
Ханбалитский имам и ученик Ибн Теймии имам Наджмуддин ат-Туфи при обнаружении в словах какого-либо ученого редкого исследования или полезного примечания читал Коран и обращался к Аллаху с мольбой к Нему, чтобы он довёл награду до автора, даже если в мазхабе последнего считается, что награда за чтение Корана не доходит, как об этом писал сам ат-Туфи в одной из своих работ. Пик благодарности и благородства. Да смилуется Аллах над нашими учёными.

https://t.me/tafakkkar/405


====================


Ханбалиты и чтение Корана на кладбище.

Как-то мы выкладывали позицию мазхаба относительно чтения Корана для мертвых, и здесь встаёт вопрос о чтении Корана именно на кладбище и возле могил.

1️⃣ Позиция мазхаба.

Сказал имам мазхаба своего времени и самый сильный ученик шейха Такиюддина ибн Теймии в фикхе Шамсуддин ибн Муфлих, да помилует их всех Аллах (аль-Фуру' вместе с ат-Тасхих 3/419-420):

"Глава.
1)Не является нежелательным чтение на могиле и на кладбище, и на это есть прямые слова (имама Ахмада)... Это и является мазхабом.

2)И от него (т.е., имама Ахмада), что не является нежелательным при погребении;

3)И от него, что является нежелательным (вообще)".

И редактор мазхаба имам аль-Мардауи, да помилует его Аллах, комментируя данные слова, указал, что правильным является дозволенность, а не желательность (см. там же).

               ********

2️⃣ Выбор шейха Такиюддина ибн Теймии, да помилует его  Аллах (Иктида ас-Сырат аль-Мустаким, 2/263-264):

"Однако, они разошлись в чтении у могилах, является ли это нежелательным или нет?
И вопрос является известным, и здесь есть три риуаята от Ахмада:

-Первый, что в этом нет проблемы, и это выбор аль-Халяля и его сподвижники, в также большинства из числа  поздних его (Ахмада) сподвижников...

-Второй, что это макрух... И это риуаят, который передали от него большинство его сподвижников, и на ней его старые сподвижники, которые были с ним.

-Третий, что нет проблем при чтении во время погребения, как это передаётся от Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, и некоторых мухаджиров. А что касается чтения после этого, как те, которые периодически посещают могилу для чтения возле неё, то это является макрух, ведь, поистине, такое вообще не передаётся от саляфов.
И этот риуаят, возможно, более сильный чем остальные ввиду того, что в ней согласование между доказательствами".

Джамбулат аль-Джаркаси.
« Последнее редактирование: 27 Декабря 2018, 23:44:20 от schahada »
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.

Оффлайн schahada

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5963
Re: Можно ли читать Коран на могилах?
« Ответ #5 : 20 Августа 2019, 06:20:27 »
ЧТЕНИЕ КОРАНА УМЕРШИМ.

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословление пророку Мухаммаду и его семье. Да будет доволен Аллах его сподвижниками, и да смилуется Он над теми, кто последовал за ними в благочестии.

Как передавали, Умар ибн Хаттаб сказал: «Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллам)  сказал: «Поистине дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) хиджру к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и его посланнику, переселявшийся же ради чего-то мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся»[1] .

Как передал имам Навави, да помилует его Аллах: «Абу Саид Абд ар-Рахман ибн Махди сказал: «Пусть начинает с этого хадиса каждый, кто пожелает написать книгу» [2].

Практика чтения Корана умершим была широко известна в Исламской общине на протяжение веков.  Это разрешалось факихами, мухадисами, и крупнейшими Имамами нашей общины.

К огромному сожалению в наше время появились некоторые горе проповедники, которые назвали это действие новшевством, и обвинили мусульман в нововведение!

В этой работе с помощью Аллаха Всевышнего мы с вами рассмотрим доводы в пользу дозволенности чтения Корана умершим. Для пользы я разбил книгу на несколько глав. Чтобы заострить внимание читателя, некоторые особые моменты будут отмечены красным цветом.

Пятница 16, Джумада ас-Саний, 1437 год.

Баку, Азербайджан. Абу Румайса аль-Ханафи


Глава первая. Доводы из хадисов.

1) Имам Абу Дауд ас-Сиджистани передал в книге «ас-Суннан» со слов Макиля ибн Йасара, что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «ЧИТАЙТЕ (СУРУ) ЙАСИН СВОИМ УМЕРШИМ».

Это предание, иногда с небольшой разницой в тексте, также передали ибн Хиббан в «ас-Сахих»,  Ахмад ибн Ханбаль в «Муснаде», ат-Табарани в «аль-Муджам аль-Кабир», ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннаф» и тд.

Хадис посчитали достоверным ибн Хиббан, Хаким и Захаби согласился с ним в этом[3].

Шейх Шуайб аль-Арнаут сказал: «ИЗВОД ПРЕДАНИЯ СЛАБЫЙ ПО ПРИЧИНЕ НЕИЗВЕСТНОСТИ (ПЕРЕДАТЧИКОВ) АБУ УСМАНА И ЕГО ОТЦА. СУЛАЙМАН АТ-ТАЙМИ ЭТО ИБН ТАРХАН, ИБН МУБАРАК ЭТО АБДУЛЛАХ. ИБН АЛЬ-ГАТТАН УКАЗАЛ НА ИЗЪЯН (ХАДИСА) В (КНИГЕ) «БАЙАН АЛЬ-ВАХАМ АЛЬ-ИХЪЯМ» ПО ПРИЧИНЕ ПУТАННИЦЫ И НЕИЗВЕСТНОСТИ АБУ УСМАНА И ТАКЖЕ ЕГО ОТЦА. И СКАЗАЛ ДАРАКУТНИ КАК ПРИВОДИТСЯ В (КНИГЕ) «ТАЛХИС АЛЬ-ХАБИР» (2/104): ЭТО ПРЕДАНИЕ СО СЛАБЫМ ИЗВОДОМ, И НЕИЗВЕСТНЫМ ТЕКСТОМ. И НЕТ ДОСТОВЕРНОГО ПРЕДАНИЕ В ЭТОМ ВОПРОСЕ»[4].

Можно ли следовать слабым преданиям?

Как видит дорогой читатель, предание не является вымышленным. Знающие люди понимают разницу между словами ученого «предание слабое» и словами «извод предания слабый». Как мы увидим с помощью Аллаха далее в нашей работе, есть множество преданий, которые подкрепляют этот хадис. Но даже если мы признаем, что это предание слабое, хочется напомнить читателям слова имама Навави. В своей книге «аль-Азкар» он писал: «УЛЕМЫ ИЗ ЧИСЛА МУХАДДИСОВ, ФАКИХОВ И ДРУГИХ ЗНАТОКОВ РЕЛИГИОЗНЫХ НАУК ГОВОРИЛИ, ЧТО ДОПУСТИМО И ЖЕЛАТЕЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ ДОСТОЙНЫМИ ДЕЛАМИ, НА КОТОРЫЕ ЕСТЬ УКАЗАНИЯ В СЛАБЫХ ХАДИСАХ, ЕСЛИ ТОЛЬКО ОНИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПОДЛОЖНЫМИ, КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТАКИЕ ХАДИСЫ С ЦЕЛЬЮ ИСПРАВЛЕНИЯ, ПОБУЖДЕНИЯ И УСТРАШЕНИЯ»[5]. В предисловие к своей другой работе «40 хадисов», имам Навави писал: «УЧЁНЫЕ ЕДИНОГЛАСНЫ В ДОЗВОЛЕННОСТИ СЛЕДОВАНИЯ ЗА СЛАБЫМ ХАДИСОМ В ОБЛАСТИ ПРАВЕДНЫХ ДЕЛ».

Нет сомнения в том, что чтение Корана является праведным делом. Учитывая, что приведенный высше хадис не является вымышленным или крайне слабым, ему можно следовать. И никто не имеет право обвинять мусульман, которые читают суру «Йасин» умершим в нововведение.

——————————————————————————————————————

Хукм этого предания:

Шейх, имам, аллама Бадрутдин аль-Айни аль-Ханафи сказал в книге «Умдатуль Кари шарху сахих аль-Бухари»[6]: «ЭТО ПРЕДАНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ, ЧТО ПОКОЙНЫЙ ПОЛУЧАЕТ ПОЛЬЗУ ОТ ЧТЕНИЯ КОРАНА ОКОЛО НЕГО, И ОН ЯВЛЯЕТСЯ ДОВОДОМ ПРОТИВ ТЕХ, КТО УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ПОКОЙНЫЙ НЕ ПОЛУЧАЕТ ПОЛЬЗЫ ОТ ЧТЕНИЯ КОРАНА».

Когда следует читать суру Йасин?

Как отметил шейх Атия ибн Мухаммад Салим (ум 1420) в книге «Шархуль булуг аль-Марам»[7]: «В ЭТОМ ВОПРОСЕ ЕСТЬ ПРОТИВОРЕЧИЕ. СЛЕДУЕТ ЛИ ЕЕ ЧИТАТЬ НАШИМ УМЕРШИМ ПОСЛЕ ТОГО КАК ОНИ СКОНЧАЛИСЬ? ИЛИ ЕЕ СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ НАШИМ УМЕРШИМ ПОСЛЕ ТОГО КАК ИХ ПОХОРОНИЛИ? ИЛИ ЖЕ ЕЕ НАДО ЧИТАТЬ КОГДА ОНИ НАХОДЯТСЯ НА СМЕРТНОМ ОДРЕ?»

Ибн Хиббан аль-Бусти сказал: «ТУТ ИМЕЕТСЯ ВВИДУ ТОТ, К КОМУ ПРИШЛА СМЕРТЬ. ТО ЕСТЬ ОН ЛИШЬ В НАЧАЛЕ (ЭТОГО ПУТИ). ЧТО КАСАЕТСЯ УМЕРШЕГО, ТО ДЛЯ НЕГО НЕ ЧИТАЕТСЯ»[8].

Имам Абуль Хасан ас-Синди аль-Ханафи (рахматуллахи алайх) комментируя это предание, сказал: «ЕГО СЛОВА «(ЧИТАЙТЕ СУРУ ЙАСИН) ВАШИМ УМЕРШИМ, ОЗНАЧАЮТ, ЧТО ЕЕ СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ (ЧЕЛОВЕКУ) КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ ПРИ СМЕРТИ, ИЛИ (ТАКЖЕ МОЖНО) ПОСЛЕ СМЕРТИ»[9].

Шейх ибн Абдульбари аль-Ахдал (ум 1298 по хиджре) сказал в книге «Ифадатуль туллаб»[10]: «СКАЗАЛ АС-СУЮТИ И ДРУГИЕ (УЧЕНЫЕ) ИЗ ЧИСЛА ШАФИИТОВ, ЧТО ПОД УМЕРШИМ (В ЭТОМ ПРЕДАНИЕ) ИМЕЕТСЯ ВВИДУ ТОТ КТО НАХОДИТСЯ ПРИ СМЕРТИ, ПОТОМУ ЧТО НАД УЖЕ УСОПШИМ ЧЕЛОВЕКОМ НЕ ЧИТАЮТ. НО ЭТО МНЕНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЩИМ, ДРУГИЕ (УЧЕНЫЕ) СКАЗАЛИ, ЧТО ПОД УМЕРШИМ ТУТ ИМЕЕТСЯ ВВИДУ ТОТ, КТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УЖЕ УМЕР. И ЭТО БОЛЕЕ ПРАВИЛЬНО. ВЕДЬ ПРИНИМАТЬ (ШАРИАТСКИЕ) ТЕКСТЫ В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ БОЛЕЕ ПРАВИЛЬНО, ЧЕМ ПРИНИМАТЬ ИХ ИНОСКАЗАТЕЛЬНО, ЕСЛИ ТОЛЬКО НЕТ ДЛЯ ЭТОГО ПРЕГРАДЫ. И МНЕНИЕ, ЧТО НАД УМЕРШИМ НЕ ЧИТАЮТ, НЕ ПОДКРЕПЛЕНО ДОВОДОМ. НАПРОТИВ ОНО ОТВЕРГАЕТСЯ ЗАКОННОСТЬЮ ЧТЕНИЯ НАД УМЕРШИМ ВО ВРЕМЯ ЗАУПОКОЙНОЙ МОЛИТВЫ, И ЭТО НЕ ДЕЛАЕТСЯ КРОМЕ КАК С ЦЕЛЬЮ ПРИНЕСТИ ПОЛЬЗУ УСОПШЕМУ».

————————————————————————————————————

2) Имам Бухари передал в своем сборнике «ас-Сахих»[11] со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) к пророку, ﷺ, пришла какая-то женщина из племени джухайна и сказала: «МОЯ МАТЬ ДАЛА ОБЕТ СОВЕРШИТЬ ХАДЖЖ, НО УМЕРЛА, ТАК И НЕ СОВЕРШИВ ЕГО. МОГУ ЛИ Я СОВЕРШИТЬ ЭТОТ ХАДЖЖ ЗА НЕЁ?» (ПРОРОК, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ,) СКАЗАЛ: «ДА, СОВЕРШИ ХАДЖЖ ЗА НЕЁ. СКАЖИ, ЕСЛИ БЫ У ТВОЕЙ МАТЕРИ ОСТАЛСЯ ДОЛГ, РАЗВЕ ТЫ НЕ ЗАПЛАТИЛА БЫ ЕГО? ПЛАТИТЕ ЖЕ ДОЛГИ АЛЛАХУ, ИБО ОН БОЛЬШЕ ВСЕХ ДОСТОИН (ТОГО, ЧТОБЫ С НИМ) РАССЧИТЫВАЛИСЬ СПОЛНА!»

И там же[12] опять со слов ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: «(ОДНАЖДЫ) К ПРОРОКУ, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, ПРИШЁЛ КАКОЙ-ТО ЧЕЛОВЕК И СКАЗАЛ: “О ПОСЛАННИК АЛЛАХА, МОЯ МАТЬ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА БЫЛА ПОСТИТЬСЯ В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА, УМЕРЛА, ТАК СЛЕДУЕТ ЛИ МНЕ СОБЛЮДАТЬ ЭТОТ ПОСТ ВМЕСТО НЕЁ?” (ПРОРОК, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ,) СКАЗАЛ: “ДА”, И ОН СКАЗАЛ (ТАКЖЕ): “ВЕДЬ ДОЛГ АЛЛАХУ БОЛЕЕ ВСЕГО ЗАСЛУЖИВАЕТ ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ ОПЛАЧЕННЫМ!”».

Имам Бухари передал со слов матери правоверных Аиши что посланник Аллаха, ﷺ, сказал:

«ПУСТЬ ЗА УМЕРШЕГО, КОТОРОМУ ПРЕДСТОЯЛО СОБЛЮДАТЬ ПОСТ, ПОСТИТСЯ (КТО-НИБУДЬ ИЗ ЕГО) БЛИЗКИХ»[13].

Хукм преданий.

Хадж и пост являются видами поклонения, также как и чтение Корана является поклонением. Если мусульманину дозволено совершать паломничество и держать пост за умершего, ему также будет дозволено читать Коран за умершего.

3) Имам ат-Табарани передал в «аль-Муджам аль-Кабир»[14] со слов Абдуллах ибн Умара, что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «ЕСЛИ УМРЕТ КТО-ЛИБО ИЗ ВАС НЕ ЗАДЕРЖИВАЙТЕ ЕГО, ПОТОРОПИТЕСЬ ЕГО ПОХОРОНИТЬ. И ПРОЧИТАЙТЕ ОКОЛО ЕГО ГОЛОВЫ СУРУ АЛЬ-ФАТИХА, И ОКОЛО ЕГО НОГ КОНЦОВКУ СУРЫ АЛЬ-БАКАРА».

Имам аль-Хейсами в «Маджмау заваид»[15] отметил, что в изводе предания есть Йахъя ибн Абдуллах аль-Бабалти, и он слабый рассказчик.

4) Абу Бакр ибн Абу Шейба передал в своей книге «аль-Мусаннаф» (№10848)[16] от имама аш-Шаби, что он сказал: «АНСАРЫ ЧИТАЛИ СУРУ АЛЬ-БАКАРА  ОКОЛО УМЕРШИХ».

Автор привел это предание в главе «ЧТО ЧИТАЕТСЯ ОКОЛО БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ ПРИ СМЕРТИ».

В изводе предания Муджалид, который был чрезвычайно слабым рассказчиком.

Глава вторая. Мнения ученых четырех мазхабов.

Мнение Ханафитов.

Сказал имам, аллама ибн Абидин аш-Шами в книге «Раддуль Мухтар аля Дарриль Мухтар Шархуль Танвир аль-Абсар»[17]: «ЕГО СЛОВА «ПУСТЬ ПРОЧИТАЕТ СУРУ ЙАСИН» СКАЗАНЫ ПО ПРИЧИНЕ ПРЕДАНИЯ[18] – «ТОТ КТО ВОЙДЕТ НА КЛАДБИЩЕ И ПРОЧИТАЕТ СУРУ ЙАСИН, АЛЛАХ ОБЛЕГЧИТ В ЭТОТ ДЕНЬ (СТРАДАНИЯ) ТЕХ (КТО ПОХОРОНЕН ТАМ), А ЕМУ ЗАПИШЕТСЯ СТОЛЬКО ДОБРЫХ ДЕЛ, СКОЛЬКО ТАМ ПОХОРОНЕНО ЛЮДЕЙ».

Там же ибн Абидин сказал: «И СКАЗАНО В «ШАРХУЛЬ ЛУБАБ»: «И ПУСТЬ ОН ПРОЧИТАЕТ ИЗ КОРАНА, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ НЕГО ЛЕГКИМ. (К ПРИМЕРУ) СУРУ АЛЬ-ФАТИХА, НАЧАЛА СУРЫ АЛЬ-БАКАРА ДО СЛОВ «АЛЬ-МУФЛИХУН», АЯТ ТРОНА, (КОНЕЦ СУРЫ СО СЛОВ) «УВЕРОВАЛ ПОСЛАННИК» (АЛЬ-БАКАРА 285 АЯТ), СУРУ ЙАСИН, МУЛЬК, АТ-ТАКАСУР, И ИХЛАС – 12 РАЗ, ИЛИ 10, ИЛИ 7, ИЛИ 3 РАЗА. ЗАТЕМ ЕМУ СЛЕДУЕТ СКАЗАТЬ: «О АЛЛАХ, ДОВЕДИ /САВАБ/ ЗА ТО, ЧТО Я ПРОЧИТАЛ ДО ТАКОГО-ТО, ИЛИ ДО ТАКИХ-ТО»[19].

Общеизвестный факт, что наш мазхаб строит большинство своих решений на словах Абдуллах ибн Масуда, и Ибрахима ан-Нахаи.

Абу Бакр аль-Халлал передал с изводом, что Ибрахим ан-Нахаи сказал: «НЕТ ПРОБЛЕМ С ЧТЕНИЕМ КОРАНА НА КЛАДБИЩАХ»[20].

Аллама Шурунбулали аль-Ханафи сказал в «Нурр аль-Иддах»[21]: «РЕКОМЕНДУЕТСЯ МУЖЧИНАМ И ЖЕНЩИНАМ[22] ПОСЕЩАТЬ МОГИЛЫ В СООТВЕТСТВИЕ С НАИБОЛЕЕ ПРАВИЛЬНЫМ МНЕНИЕМ. И ЖЕЛАТЕЛЬНО ЧИТАТЬ (ТАМ) СУРУ ЙАСИН, ТАК КАК ПЕРЕДАВАЛОСЬ (В ПРЕДАНИЕ): «ТОТ КТО ВОЙДЕТ НА КЛАДБИЩЕ И ПРОЧИТАВ СУРУ ЙАСИН, ПОДАРИТ (НААГРАДУ) УСОПШИМ, АЛЛАХ ОБЛЕГЧИТ (ИМ) В ЭТОТ ДЕНЬ, А ЕМУ ДАРУЕТСЯ НАГРАДА РАВНАЯ КОЛИЧЕСТВУ (ПОХОРОНЕННЫХ ТАМ ЛЮДЕЙ)».

Можно ли брать плату за чтение Корана?

К сожалению мы живем в такое  время когда большинство мусульман не могут читать Коран на арабском языке. Возникает соблазн нанять какого-то человека, чтобы он читал Коран для умершего.

Аллама Мухаммад Алаутдин ибн Абидин аш-Шами аль-Ханафи сказал: «ХАРАМ (ЗАПРЕЩЕНО) ПОЛУЧАТЬ ПЛАТУ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ЗИКРОВ И ЧТЕНИЕ КОРАНА»[23].

Подобный запрет и желание мусульман принести пользу своим умершим, подвигнет некоторых ленивых правоверных на изучение арабского языка и Книги Аллаха. Так же подобный запрет преградит путь нечистым на руку людям, которые кормятся, читая Коран за деньги.

————————————————————————————————————

Мнение шафиитов.

Сказал имам Джалал ад-Дин ас-Суюти в своей книге «Шарху судур» (стр 297): «ЗАТЕМ ОНИ РАЗОШЛИСЬ ВО МНЕНИЯХ ДОХОДИТ ЛИ НАГРАДА (ОТ ЧТЕНИЯ) КОРАНА ДО УМЕРШИХ. И БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ПРАВЕДНЫХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ (САЛАФОВ), И ТРИ ИМАМА ПРИДЕРЖИВАЛИСЬ МНЕНИЯ, ЧТО (НАГРАДА) ДОХОДИТ, И ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИЛ НАШ ИМАМ АШ-ШАФИ, КОТОРЫЙ ОСНОВЫВАЛСЯ НА СЛОВАХ (ВСЕВЫШНЕГО) «ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧИТ ТОЛЬКО ТО, К ЧЕМУ ОН СТРЕМИЛСЯ» (СУРА АН-НАДЖМ 39 АЯТ). ТЕ КТО ПРИДЕРЖИВАЛСЯ ПЕРВОГО МНЕНИЯ ОТВЕЧАЛИ НА ЭТОТ ДОВОД ДВУМЯ СПОСОБАМИ, ПЕРВЫЙ, ЭТО УТВЕРЖДЕНИЕ, ЧТО ЭТОТ АЯТ ОТМЕНЕН[24] СЛОВАМИ ВСЕВЫШНЕГО «МЫ ВОССОЕДИНИМ ВЕРУЮЩИХ С ИХ ПОТОМКАМИ, КОТОРЫЕ ПОСЛЕДОВАЛИ ЗА НИМИ В ВЕРЕ» (СУРА АТ-ТУР 21 АЯТ)[25]. (ЭТОТ АЯТ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ, ЧТО) ДЕТИ ВОЙДУТ В РАЙ ПО ПРИЧИНЕ БЛАГОСТИ РОДИТЕЛЕЙ. ВТОРОЙ ОТВЕТ ЗАКЛЮЧАЛСЯ В ТОМ, ЧТО (ХУКМ АЯТА НА КОТОРЫМ ОСНОВЫВАЛСЯ ИМАМ ШАФИ) КАСАЛСЯ ЛИШЬ ОБЩИНЫ МУСЫ И ИБРАХИМА, ДА ПРЕБУДЕТ С НИМИ МИР. А ЧТО КАСАЕТСЯ ЭТОЙ ОБЩИНЫ, ТО ДЛЯ НЕЕ ТО К ЧЕМУ ОНА СТРЕМИЛАСЬ, И ТО К ЧЕМУ СТРЕМИЛИСЬ РАДИ НЕЕ, КАК СКАЗАЛ ИКРИМА. И ТРЕТИЙ ОТВЕТ, ЧТО В (АЯТЕ «ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧИТ ТОЛЬКО ТО, К ЧЕМУ ОН СТРЕМИЛСЯ») ПОД ЧЕЛОВЕКОМ ИМЕЕТСЯ ВВИДУ НЕВЕРУЮЩИЙ[26]. ЧТО КАСАЕТСЯ ВЕРУЮЩЕГО ТО ОН ПОЛУЧИТ ТО К ЧЕМУ СТРЕМИЛСЯ, И К ЧЕМУ СТРЕМИЛИСЬ РАДИ НЕГО»[27].

Эти же три пункта привел в своей книге имам ас-Сафарини аль-Ханбали под заглавием «Ответ джумхура на аят»[28].

Касательно аята 39 суры ан-Наджм – «Человек получит только то, к чему он стремился».

Имам Джалал ад-Дин ас-Суюти передал в своем комментарии «Дурр аль-Мансур»[29]: «ПРИВЕЛИ АБУ ДАУД И АН-НАХХАС В (КНИГАХ ПО) НАСХУ[30], А ТАКЖЕ ИБН ДЖАРИР, ИБН МУНЗИР, ИБН МАРДАВЕЙХ, ЧТО ИБН АББАС СКАЗАЛ ОБ ЭТОМ АЯТЕ: «ПОСЛЕ ЭТОГО АЛЛАХ НИСПОСЛАЛ: «МЫ ВОССОЕДИНИМ ВЕРУЮЩИХ С ИХ ПОТОМКАМИ, КОТОРЫЕ ПОСЛЕДОВАЛИ ЗА НИМИ В ВЕРЕ» (СУРА АТ-ТУР 21 АЯТ) – АЛЛАХ ВВЕЛ ДЕТЕЙ В РАЙ ПОСРЕДСТВОМ ИХ РОДИТЕЛЕЙ».

Смотрите также «Тафсир»  имама ибн Джарира ат-Табари  к аяту 39 суры ан-Наджм; «Джамиуль ахкам аль-Куран» имама аль-Куртуби, тафсир к к аяту 39 суры ан-Наджм; ас-Салаби (ум 427 х) «аль-Кашф валь-Байан».

——————————————————————————————————————

Один из крупнейших шафиитских ученых всех времен, имам Навави сказал в книге «аль-Азкар» (стр 207): «СООБЩАЕТСЯ, ЧТО ‘УСМАН БИН ‘АФФАН, ДА БУДЕТ ДОВОЛЕН ИМ АЛЛАХ, СКАЗАЛ: − ОБЫЧНО ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПОГРЕБЕНИЯ ПОКОЙНОГО ПРОРОК, , (НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ) СТОЯЛ У ЕГО (МОГИЛЫ), А ПОТОМ ГОВОРИЛ: «МОЛИТЕ (АЛЛАХА) О ПРОЩЕНИИ ДЛЯ ВАШЕГО БРАТА И ПРОСИТЕ, ЧТОБЫ АЛЛАХ (ЕГО) УКРЕПИЛ, ИБО, ПОИСТИНЕ, СЕЙЧАС ЕМУ ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ».

АШ-ШАФИ‘И И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ГОВОРИЛИ: «ЖЕЛАТЕЛЬНО ТАКЖЕ ПОЧИТАТЬ У (МОГИЛЫ ПОКОЙНОГО) ЧТО-НИБУДЬ ИЗ КОРАНА». И ОНИ ГОВОРИЛИ: «А ЕСЛИ КОРАН ПРОЧТУТ ПОЛНОСТЬЮ, БУДЕТ ПРЕКРАСНО».

СООБЩАЕТСЯ, ЧТО ПОСЛЕ ПОГРЕБЕНИЯ ПОКОЙНОГО ИБН ‘УМАР, ДА БУДЕТ ДОВОЛЕН АЛЛАХ ИМИ ОБОИМИ, ПРЕДПОЧИТАЛ ЧИТАТЬ НАЧАЛО И КОНЕЦ СУРЫ “КОРОВА”[31]. (конец цитаты)
Имам Навави также сказал в книге «аль-Азкар» (стр 211): «УЛЕМЫ РАСХОДЯТСЯ ПО ВОПРОСУ О ТОМ, ПОЛУЧИТ ЛИ ПОКОЙНЫЙ НАГРАДУ ЗА ЧТЕНИЕ КОРАНА.

БОЛЬШИНСТВО ШАФИИТОВ И НЕКОТОРЫЕ ПРИВЕРЖЕНЦЫ ДРУГИХ МАЗХАБОВ СЧИТАЮТ, ЧТО НАГРАДЫ ЗА ЭТО ПОКОЙНЫЙ НЕ ПОЛУЧИТ, ТОГДА КАК АХМАД БИН ХАНБАЛЬ, НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ УЛЕМЫ И ЧАСТЬ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ АШ-ШАФИ‘И ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ МНЕНИЯ, ЧТО ПОКОЙНЫЙ ПОЛУЧИТ НАГРАДУ ЗА ЭТО. ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ЧТЕНИЯ ЖЕЛАТЕЛЬНО, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК СКАЗАЛ: «О АЛЛАХ, ДАРУЙ ТАКОМУ-ТО НАГРАДУ ЗА ТО, ЧТО Я ПРОЧИТАЛ!» − А АЛЛАХ ЗНАЕТ ОБ ЭТОМ ЛУЧШЕ. КРОМЕ ТОГО, ЖЕЛАТЕЛЬНО ВОЗДАТЬ ХВАЛУ ПОКОЙНОМУ И УПОМЯНУТЬ О ЕГО ДОСТОИНСТВАХ». (конец цитаты)

Обратите внимание, имам Шафи отрицал дозволенность чтения Корана умершим в некоторых преданиях. Несмотря на это шейхи из числа шафиитов не обвиняли в нововведение тех кто читает Коран умершим! Что стало с общиной мусульман в наши дни?!!

Имам Куртуби привел в своей книге «аль-Тазкирах»: «ШЕЙХ ИЗЗАДДИН ИБН АБДУССАЛАМ ДАВАЛ ФЕТВУ, ЧТО ДО УСОПШЕГО НЕ ДОСТИГАЕТ НАГРАДА, КОТОРУЮ ЕМУ ПОДАРИЛИ ЧТЕНИЕМ (КОРАНА). КОГДА ОН УМЕР НЕКОТОРЫЕ ЕГО СПОДВИЖНИКИ УВИДЕЛИ ЕГО ВО СНЕ, И СПРОСИЛИ: «ТЫ ГОВОРИЛ, ЧТО ДО УМЕРШЕГО НЕ ДОДИТ НАГРАДА, КОТОРУЮ ЕМУ ПОДАРИЛИ ЧТЕНИЕМ (КОРАНА), И КАК ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ?» И СКАЗАЛ ОН: «Я ГОВОРИЛ ЭТО БУДУЧИ В ТОМ МИРЕ, А СЕЙЧАС Я ОТВЕРГ ЭТИ СЛОВА ТАК КАК УВИДЕЛ НАГРАДУ АЛЛАХА ЗА ЭТО. ОН ДОВОДИТ (НАГРАДУ) ДО НЕГО (УСОПШЕГО)»[32].

Стоит также отметить, что как передавалось имам Шафи сперва отрицал дозволенность чтения Корана умершим, а затем поменял свое мнение.

Сказал имам Навави: «НАШ ИМАМ ШАФИ СПЕРВА ОТРИЦАЛ ЭТО (ДОЗВОЛЕННОСТЬ ЧТЕНИЯ КОРАНА УМЕРШИМ), ЗАТЕМ ОН ПОМЕНЯЛ СВОЕ МНЕНИЕ, КОГДА ДО НЕГО ДОШЛИ СООБЩЕНИЯ (ГОВОРЯЩИЕ О ДОЗВОЛЕННОСТИ ЧТЕНИЯ КОРАНА УМЕРШИМ)»[33].

Имам Абу Бакр аль-Халлал передал с изводом от аль-Хасана ибн ас-Сабаха аз-Зафарани, который сказал: «Я СПРОСИЛ ШАФИ О ЧТЕНИЕ (КОРАНА) ОКОЛО МОГИЛ. ОН СКАЗАЛ: «С ЭТИМ НЕТ НИКАКИХ ПРОБЛЕМ»[34].

Мнение Ханбалитов.

В «Маусуатуль фикхия»[35] сказано: «ХАНАФИТЫ И ХАНБАЛИТЫ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ МНЕНИЯ, ЧТО ДОЗВОЛЕНО ЧТЕНИЕ КОРАНА И ДАРЕНИЕ НАГРАДЫ ЗА ЭТО УМЕРШИМ».

Имам Ахмад сказал: «В СООТВЕТСТВИЕ С ТЕКСТАМИ ПРИШЕДШИМИ В ЭТОМ ВОПРОСЕ, ЛЮБОЕ ИЗ ДОБРЫХ ДЕЯНИЙ ДОХОДИТ ДО УМЕРШЕГО» [36].

В книге «аль-Бахру аз-Захир»[37] приводится предание от  Али ибн Мусы ал-Хаддада: “Я ПРИСУТСТВОВАЛ НА ПОХОРОНАХ ВМЕСТЕ С АХМАДОМ ИБН ХАНБАЛОМ И МУХАММАДОМ ИБН КУДАМОЙ АЛ-ДЖАВХАРИ, ПОСЛЕ ТОГО КАК ПОКОЙНЫЙ БЫЛ ПОХОРОНЕН, СЛЕПОЙ ЧЕЛОВЕК СЕЛ И НАЧАЛ ЧИТАТЬ КОРАН. АХМАД, УВИДЕВ ЭТО, СКАЗАЛ ЕМУ: «ЭЙ, ЧТЕНИЕ (КОРАНА) ОКОЛО МОГИЛ ЕСТЬ НОВШЕВСТВО!». КОГДА МЫ ПОКИНУЛИ КЛАДБИЩЕ МУХАММАД ИБН КУДАМА СКАЗАЛ ИМАМУ АМАДУ ИБН ХАНБАЛЮ: “О АБУ АБДУЛЛАХ, ЧТО ТЫ СКАЖЕШЬ О МУБАШШИРЕ АЛ-ХАЛАБИ?”, ИМАМ АХМАД СКАЗАЛ: “ОН НАДЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК». (ИБН КУДАМА СПРОСИЛ): «ТЫ ЗАПИСЫВАЛ ОТ НЕГО КОЕ-ЧТО?”. ИМАМ СКАЗАЛ: «ДА». И ТОГДА ИБН КУДАМА СКАЗАЛ: «ПЕРЕДАЛ МНЕ МУБАШИР ОТ АБДУЛЛАХ ИБН ЛАДЖЛАДЖА, КОТОРЫЙ РАССКАЗАЛ ОТ СВОЕГО ОТЦА, ЧТО ОН ЗАВЕЩАЛ, ЧТОБЫ ПОСЛЕ ЕГО ПОХОРОН ОКОЛО ЕГО ГОЛОВЫ ПРОЧИТАЛИ НАЧАЛО И КОНЕЦ СУРЫ АЛЬ-БАКАРА. ОН ТАКЖЕ СКАЗАЛ, ЧТО СЛЫШАЛ КАК АБДУЛЛАХ ИБН УМАР ОСТАВИЛ ТАКОЕ ЖЕ ЗАВЕЩАНИЕ». ИМАМ АХМАД СКАЗАЛ: «ВЕРНИСЬ И СКАЖИ МУЖЧИНЕ, ЧТОБЫ ПРОДОЛЖАЛ ЧИТАТЬ».

Хадис Ладжаджа с цепочкой передатчиков передал имам ибн Асакир в «Тарих мадинатуль димашк» (50/297) [38], имам ат-Табарани в «Муджам аль-Кабир» (19/220-221)[39]. Имам аль-Хейсами в «Маджмау заваид»[40] сказал, что на рассказчиков Табарани можно положиться –  /маусукун/. Ибн Муфлих аль-Макдиси отметил, что предание достоверно.

ИМАМ ГАЗАЛИ В «АЛЬ-ИХЪЯ» И АБДУЛЬХАГ В «АЛЬ-АКИБАТ» ПЕРЕДАЛИ, ЧТО ИМАМ АХМАД СКАЗАЛ: «ЕСЛИ ВЫ ЗАХОДИТЕ НА КЛАДБИЩЕ ПРОЧИТАЙТЕ СУРУ АЛЬ-ФАТИХА, АЛЬ-МУАВИЗАТЕЙН[41], И «СКАЖИ ОН АЛЛАХ ЕДИНЫЙ», И ДАРУЙТЕ ЭТО ОБИТАТЕЛЯМ МОГИЛ, ВОИСТИНУ ЭТО ДОЙДЕТ ДО НИХ[42].

Со слов имама Ахмада это также передавал Мухаммад ибн Ахмад аль-Марвази[43].

Шейх, аллама, мухадис Шамсуддин Мухаммад ибн Муфлих аль-Макдиси сказал: «ДОСТОВЕРНО ПЕРЕДАЛОСЬ, ЧТО ИБН УМАР ЗАВЕЩАЛ ПРОЧИТАТЬ ОКОЛО ЕГО (МОГИЛЫ) НАЧАЛО И КОНЕЦ СУРЫ АЛЬ-БАКАРА. И ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ АХМАД ОТОШЕЛ ОТ МНЕНИЯ, ЧТО ЭТО[44] НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО»[45].

Как передавал имам Абдуллах ибн Ах мад ибн Ханбаль: «Я СЛЫШАЛ КАК МОЕГО ОТЦА СПРОСИЛИ О ЧЕЛОВЕКЕ КОТОРЫЙ СТАНЕТ ЧИТАТЬ (КОРАН) ОКОЛО МОГИЛЫ ДЛЯ ПОКОЙНОГО. ОН ОТВЕТИЛ: «НАДЕЮСЬ, ЧТО В ЭТОМ НЕТ ВРЕДА»[46].

Шейх Абдуллах ибн Абдуррахман аль-Бассам сказал: «СКАЗАЛ ИМАМ АХМАД: «ПЕРЕДАЛ МНЕ САФФАН, КОТОРЫЙ СКАЗАЛ: «ШЕЙХИ ГОВОРИЛИ: «ЕСЛИ СУРА ЙАСИН ЧИТАЕТСЯ УМЕРШИМ, ОБЛЕГЧАЮТСЯ ИМ (СТРАДАНИЯ)». ИБН ХАДЖАР В «АЛЬ-ИСАБА» ОТМЕТИЛ, ЧТО ИЗВОД ЭТОГО ПРЕДАНИЯ ДОСТОВЕРНЫЙ»[47]

Шейх Нуратдин аль-Итр отметил, что цепочка передатчиков хорошая[48]

Шейх Албани в «Ирва аль-Галиль»[49] привел это предание следующим образом: «ЧТО КАСАЕТСЯ ПРЕДАНИЯ ИЗ «МУСНАДА» (4/105) СО СЛОВ САФФАНА, КОТОРЫЙ РАССКАЗАЛ ОТ СВОИХ ШЕЙХОВ, ЧТО КОГДА ПРИСУТСТОВАЛИ ОКОЛО ГУЗАЙФА ИБН АЛЬ-ХАРИСА АС-СУМАЛИ КОГДА УСИЛИЛАСЬ ЕГО БОЛЬ. ОН СКАЗАЛ: «ЕСЛИ ЛИ СРЕДИ ВАС КТО-ТО КТО СМОЖЕТ ПРОЧИТАТЬ СУРУ ЙАСИН?» САЛИХ ИБН ШАРИХ АС-СУКУНИ НАЧАЛ ЧИТАТЬ СУРУ, И КОГДА ОН ДОСТИГ 40 (АЯТОВ) (ГУЗАЙФ) УМЕР. НАШИ ШЕЙХИ ГОВОРИЛИ: «ЕСЛИ СУРА ЙАСИН ЧИТАЕТСЯ УМЕРШИМ, ОБЛЕГЧАЮТСЯ ИМ (СТРАДАНИЯ)». САФФАН СКАЗАЛ: «ИСА ИБН АЛЬ-МУТАМАР ЧИТАЛ ЕЕ ОКОЛО ИБН АЛЬ-МАБАДА».

Я (ШЕЙХ АЛБАНИ) ГОВОРЮ: «ЭТОТ ИЗВОД ДОСТОВЕРЕН ДО ГУЗАЙФА ИБН АЛЬ-ХАРИСА, ДА БУДЕТ ДОВОЛЕН ИМ АЛЛАХ».

Шейх аль-Бассам также сказал: «МАЗХАБОМ ИМАМА АХМАДА И БОЛЬШИНСТВА САЛАФОВ ЯВЛЯЕТСЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ, ЧТО (НАГРАДА ЗА СОВЕРШЕНИЯ ПОКЛОНЕНИЙ ТЕЛОМ СО СТОРОНЫ ЖИВОГО ЧЕЛОВЕКА) ДОЙДЕТ (ДО УМЕРШЕГО, ЕСЛИ ЕЕ ПОДАРЯТ)» [50]

Сказал имам Шамсуддин ибн Абдуль Вахид аль-         Макдиси аль-Ханбали: «И ЭТИ ПРЕДАНИЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ СЛАБЫЕ, В ЦЕЛОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ, ЧТО У ЭТОГО ДЕЙСТВИЯ (ЧТЕНИЕ КОРАНА УМЕРШИМ) ЕСТЬ ОСНОВА. МУСУЛЬМАНЕ НА ПРОТЯЖЕНИЕ ВСЕГО ВРЕМЕНИ, ВО ВСЕХ ЗЕМЛЯХ (ИСЛАМА) СОБИРАЛИСЬ И ЧИТАЛИ (КОРАН) СВОИМ УМЕРШИМ, БЕЗ (КАКОГО-ЛИБО) ПОРИЦАНИЯ (ДЛЯ ЭТОГО ДЕЙСТВИЯ).  И ЭТО ЕСТЬ ИДЖМА»[51].

Имам Сафарини аль-Ханбали сказал в книге «аль-Бахру аз-Захир»[52]: «ПРИВЕЛ АС-САМАРКАНДИ, ГОВОРЯ О НАГРАДЕ ЗА ЧТЕНИЕ СУРЫ АЛЬ-ИХЛАС, СО СЛОВ АЛИ (ИБН АБУ ТАЛИБА) В ВОЗВЕДЕННОЙ ФОРМЕ: «ТОТ КТО ПРИДЕТ НА КЛАДБИЩЕ И ПРОЧИТАЕТ ТАМ (СУРУ) «СКАЖИ ОН АЛЛАХ ЕДИНЫЙ» 11 РАЗ, ЗАТЕМ ПОДАРИТ ЕЕ НАГРАДУ УМЕРШИМ, ПОЛУЧИТ НАГРАДУ РАВНУЮ КОЛИЧЕСТВУ УМЕРШИХ»[53]. И ОТ АБУ ХУРАЙРЫ[54], ДА БУДЕТ ДОВОЛЕН ИМ АЛЛАХ, ЧТО ПОСЛАННИК АЛЛАХА (САЛЛАЛАХУ АЛАЙХИ ВА АЛЯ АЛИХИ ВА САЛЛЯМ) СКАЗАЛ: «ТОТ КТО ВОЙДЯ НА КЛАДБИЩЕ ПРОЧИТАЕТ СУРУ АЛЬ-ФАТИХА, «СКАЖИ ОН АЛЛАХ ЕДИНЫЙ», СУРУ АТ-ТАКАСУР, А ЗАТЕМ СКАЖЕТ: «Я ДАРЮ (НАГРАДУ ЗА) ТО, ЧТО Я ПРОЧИТАЛ ИЗ ТВОЕЙ РЕЧИ ОБИТАТЕЛЯМ ЭТОГО КЛАДБИЩА ИЗ ЧИСЛА ВЕРУЮЩИХ МУЖЧИН И ВЕРУЮЩИХ ЖЕНЩИН» – ОНИ СТАНУТ ЕГО ЗАСТУПНИКАМИ ПЕРЕД АЛЛАХОМ».

В «аль-Ваджиз»[55] шейха и имама ад-Дуджайли, сказано: «НЕ БУДЕТ ПРЕДОСУДИТЕЛЬНЫМ ЧТЕНИЕ (КОРАНА) НА МОГИЛЕ. МУСУЛЬМАНИНУ ПРИНЕСЕТ ПОЛЬЗА, ОТ (ДЕЛ) ПРИБЛИЖАЮЩИХ (К АЛЛАХУ) ПОДАРЕННАЯ ЕМУ ЖИВЫМИ».

Сказал шейхуль Ислам ибн Таймия: «ТОТ, КТО СЧИТАЕТ, ЧТО ЧЕЛОВЕКУ МОГУТ ПОМОЧЬ ТОЛЬКО ЕГО ДЕЯНИЯ, ТОТ ПРОТИВОРЕЧИТ ЕДИНОГЛАСНОМУ МНЕНИЮ, И ЭТО (МНЕНИЕ) ЛОЖНОЕ ПО МНОГИМ ПРИЧИНАМ». И ОН УПОМЯНУЛ ОКОЛО ДЕСЯТИ ПРИЧИН, СРЕДИ НИХ:

1) ЧЕЛОВЕКУ ПРИНОСИТ ПОЛЬЗА МОЛЬБА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, И ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛЬЗОЙ ОТ ДЕЯНИЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.

2) ПРАВЕДНЫЙ СОСЕД ПРИНОСИТ ПОЛЬЗУ В ЖИЗНИ И ПОСЛЕ СМЕРТИ, КАК ЭТО ПРИШЛО В ПРЕДАНИЯХ, И ЭТО ПОЛЬЗА ОТ ДЕЯНИЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.

3) МОЛИТВА ЖИВОГО ЧЕЛОВЕКА, СОВЕРШАЕМАЯ ПО УСОПШЕМУ, И МОЛЬБА ЗА НЕГО В НЕЙ, ПРИНОСИТ ПОЛЬЗУ УМЕРШЕМУ. И ЭТО (ПОЛЬЗА) ОТ ДЕЯНИЙ ДРУГОГО»[56].

Шейхуль Ислам также сказал: «ИМАМЫ ИСЛАМА СОШЛИСЬ ВО МНЕНИЕ, ЧТО ПОЛЬЗА ОТ МОЛЬБЫ (ЗА НЕГО) ДОСТИГАЕТ ДО УМЕРШЕГО. (ТАКЖЕ ДОСТИГАЕТ ПОЛЬЗА) ЗА ХОРОШИЕ (ДЕЯНИЯ) СОВЕРШАЕМЫЕ ОТ ЕГО (ИМЕНИ). ЭТО ИЗ ЧИСЛА ИЗВЕСТНЫХ БЕЗ СОМНЕНИЯ (ДЕЙСТВИЙ)  В ИСЛАМЕ, О КОТОРЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ КНИГА, СУННА И ИДЖМА. ТОТ КТО СТАНЕТ ПРОТИВОРЕЧИТЬ ЭТОМУ, ТОТ ИЗ ЧИСЛА ПРИВЕРЖЕНЦЕВ НОВОВВЕДЕНИЙ.  НЕ СТАНЕТ ПРОТИВОРЕЧИТЬ ЭТИМ ДОСТОВЕРНЫМ И ЯСНЫМ ПРЕДАНИЯМ ТОТ, ДО КОГО ОНИ ДОСТИГЛИ. ПРОТИВОРЕЧИТЬ ИМ МОЖЕТ ЛИШЬ ТОТ, ДО КОГО ОНИ НЕ ДОШЛИ. ОНИ РАЗОШЛИСЬ ВО МНЕНИЕ КОНКРЕТНО КАСАТЕЛЬНО ПОКЛОНЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ТЕЛОМ. ТАКИЕ КАК МОЛИТВЫ И ЧТЕНИЕ КОРАНА.

ХАНАФИТЫ, ХАНБАЛИТЫ,  ПОЗДНИЕ УЧЕНЫЕ ИЗ ЧИСЛА ШАФИИТОВ А ТАКЖЕ МАЛИКИТЫ СЧИТАЛИ, ЧТО НАГРАДА ЗА (ПОКЛОНЕНИЯ ТЕЛОМ СО СТОРОНЫ) ЖИВОГО ДОХОДИТ ДО УМЕРШЕГО, И (ДАЖЕ) ДО ЖИВОГО.

РАННИЕ УЧЕНЫЕ ИЗ ЧИСЛА ШАФИИТОВ И МАЛИКИТОВ ПРИДЕРЖИВАЛИСЬ МНЕНИЯ, ЧТО НАГРАДА ЗА ЧИСТО ТЕЛЕСНЫЕ ПОКЛОНЕНИЯ НЕ ДОХОДИТ НИ ДО КОГО КРОМЕ КАК СОВЕРШАЮЩЕГО ИХ»[57].

Можно ли дарить награду за совершенные дела посланнику Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям)?

ИБН АЛЬ-КАЙУМ АЛЬ-ДЖАУЗИЯ СКАЗАЛ: «СРЕДИ ПОЗДНИХ (УЧЕНЫХ) ФАКИХОВ БЫЛИ ТЕ, КТО СЧИТАЛ ЭТО ЧЕМ-ТО ХОРОШИМ, И ТЕ КТО НЕ СЧИТАЛ ЭТО ЧЕМ-ТО ХОРОШИМ. ОНИ СЧИТАЛИ ЭТО (РЕЛИГИОЗНЫМ) НОВШЕВСТВОМ, ТАК КАК НИКТО ИЗ СПОДВИЖНИКОВ НЕ ПОСТУПАЛ ТАКИМ ОБРАЗОМ. ПРОРОК (САЛЛАЛАХУ АЛАЙХИ ВА АЛЯ АЛИХИ ВА САЛЛЯМ) ПОЛУЧАЕТ НАГРАДУ ЗА ВСЕ (ДОБРЫЕ) ДЕЛА СОВЕРШАЕМЫЕ (МУСУЛЬМАНАМИ), БЕЗ УМЕНЬШЕНИЯ НАГРАДЫ СОВЕРШАЮЩИХ. ВЕДЬ ОН УКАЗАЛ СВОЕЙ ОБЩИНЕ (НА ВРАТА) ВСЕХ БЛАГ, ПОВЕЛ ИХ, И ПРИЗВАЛ ИХ К ЭТОМУ. ПО ЭТОМУ ОН ПОЛУЧАЕТ (НАГРАДУ) РАВНУЮ ИХ НАГРАДЕ, БЕЗ УМЕНЬШЕНИЯ ИХ НАГРАДЫ».  НА ЭТОТ ВОПРОС ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ ОТВЕЧАЛ ИБН АЛЬ-КАЗИЙ[58].

——————————————————————————————————————-

Но вернемся к нашему вопросу, и продолжим приводить доводы из книг наших братьев ханбалитов о дозволенности чтения Корана умершим.

«В КНИГЕ «ШАРХУ АЗ-ЗАД (АЛЬ-МУСТАГНА) И ДРУГИХ КНИГ (МАЗХАБА) ХАНБАЛИТОВ, СКАЗАНО: «ЕСЛИ МУСУЛЬМАНИН СОВЕРШИТЬ ЛЮБОЕ ИЗ ДЕЛ ПРИБЛИЖАЮЩИХ  ЕГО (К АЛЛАХУ), ТАКИЕ КАК МОЛЬБА, ПРОСЬБА О ПРОЩЕНИЕ, МОЛИТВА, ПОСТ, ХАДЖ, ЧТЕНИЕ (КОРАНА) И ДРУГИЕ –  А ЗАТЕМ ПОДАРИТ (НАГРАДУ) ЗА НИХ УМЕРШЕМУ МУСУЛЬМАНИНУ, ИЛИ ЖИВОМУ, ТО (ЭТА НАГРАДА) ДОЙДЕТ ДО НЕГО».

СКАЗАЛ ИМАМ АХМАД: «ПОКОЙНЫЙ ПОЛУЧАЕТ (НАГРАДУ ЗА) ВСЕ ХОРОШИЕ ДЕЛА, В СООТВЕТСТВИЕ С ТЕКСТАМИ ПРИШЕДШИМИ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ».

ИБН АЛЬ-КАЙУМ (АЛЬ-ДЖАУЗИЯ) СКАЗАЛ: «СОГЛАСНО АХЛИ-СУННЕ ВАЛЬ ДЖАМААТ НАГРАДА ДОСТИГНЕТ ДО УМЕРШЕГО ИЛИ ЖИВОГО, ЕСЛИ КТО-ТО СТАНЕТ ДЕРЖАТЬ ПОСТ, МОЛИТЬСЯ, РАЗДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ С НАМЕРЕНИЕМ ДАРОВАТЬ НАГРАДУ ИМ. САМ ЖЕ ОН ПОЛУЧИТ НАГРАДУ ЗА СВОЕ НАМЕРЕНИЕ. НО ЛУЧШЕ БУДЕТ ЕСЛИ СОВЕРШАЮЩИЙ ОБРЯДЫ ПОСЛУШАНИЯ, БУДЕТ ДЕЛАТЬ ЭТО ДЛЯ СЕБЯ, И (ПРИ ЭТОМ) МОЛИТЬСЯ (ЗА УМЕРШИХ) КАК ПРИШЛО В КНИГЕ И СУННЕ» [59].

Имам Мухаммад ибн Балбан аль-Ханбали ад-Димашки отметил[60]: «СУННОЙ ДЛЯ МУЖЧИН ЯВЛЯЕТСЯ ПОСЕЩЕНИЕ МОГИЛ МУСУЛЬМАН, И ЧТЕНИЯ ОКОЛО НИХ ТОГО, ЧТОБЫ ОБЛЕГЧИТ (ИХ СТРАДАНИЯ)».

Шейх Абу Мухаммад Абдуллах аль-Джибрин, один из ученых салафитов нашего времени, сказал: «И ЕСТЬ ПРОТИВОРЕЧИЕ В ВОПРОСЕ ДАРОВАНИЯ НАГРАДЫ ЗА ДЕЙСТВИЯ СОВЕРШЕННЫЕ ТЕЛОМ УСОПШЕМУ МУСУЛЬМАНИНУ. И БОЛЕЕ ПРАВИЛЬНЫМ МНЕНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ДОЗВОЛЕНО ДАРОВАТЬ НАГРАДУ ПОКОЙНОМУ, И ЧТО НАГРАДА ДОСТИГНЕТ ЕГО, ЕСЛИ НА ТО БУДЕТ ВОЛЯ АЛЛАХА. ЕСЛИ К ПРИМЕРУ СОВЕРШИТЬ ДВА РУКАТА МОЛИТВЫ, И ДАРОВАТЬ НАГРАДУ ЗА НЕЕ УСОПШЕМУ, ЭТО ПРИНЕСЕТ ЕМУ ПОЛЬЗУ В СООТВЕТСТВИЕ С ОБЩИМИ ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ ФАКИХОВ. И ТАКЖЕ ЕСЛИ ПОСТИТЬСЯ, И ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ДАЖЕ ПРИШЛИ КОНКРЕТНЫЕ ТЕКСТЫ. СКАЗАЛ (САЛЛАЛАХУ АЛАЙХИ ВА АЛЯ АЛИХИ ВА САЛЛЯМ): «КТО УМЕР И НА НЕМ ЕСТЬ ДОЛГ ПОСТА, ПУСТЬ ПОСТИТЬСЯ ЗА НЕГО ЕГО ОПЕКУН»[61]. ПРЕДАНИЯ В ЭТОМ ВОПРОСЕ ДОСТАТОЧНО ЯСНЫЕ. И ПРАВИЛЬНОЕ МНЕНИЕ, КОТОРОГО МЫ ПРИДЕРЖИВАЕМСЯ, ЧТО ДО НЕГО (ПОКОЙНОГО) ДОСТИГАЕТ (НАГРАДА) ЗА ЛЮБЫЕ ДЕЯНИЯ. ВСЕ РАВНО БУДУТ ЛИ ЭТО ДЕЯНИЯ СОВЕРШЕННЫЕ ТЕЛОМ[62], СЛОВАМИ[63] ИЛИ ИМУЩЕСТВОМ[64]. ЕСЛИ НА ТО БУДЕТ ВОЛЯ АЛЛАХА, ВСЕ ЭТО ПРИНЕСЕТ ПОЛЬЗУ, ЕСЛИ (НАГРАДА ЗА ЭТИ ДЕЙСТВИЯ) БУДЕТ ДАРОВАНА (УСОПШЕМУ) СО СТОРОНЫ ЕГО БЛИЗКИХ, ИЛИ ДАЖЕ НЕ БЛИЗКИХ (ЛЮДЕЙ) ИЗ ЧИСЛА МУСУЛЬМАН»[65].

Другой известный ученый салафитского течения, Абдульазиз ибн Абдуллах ар-Раджихи сказал в комментарии к книге «Шархуль Умда»:

« – ПРИНЕСЕТ БЛАГО ПОКОЙНОМУ МУСУЛЬМАНИНУ ЛЮБОЕ СОВЕРШЕННОЕ БЛАГОЕ ДЕЛО, ЕСЛИ НАГРАДА БЫЛА ДАРОВАНА ЕМУ (СОВЕРШИВШИМ ЭТО ДЕЛО) –

ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ЕСЛИ МУСУЛЬМАНИН СОВЕРШИТ ЧТО-ЛИБО ИЗ ДЕЙСТВИЯ ПРИБЛИЖАЮЩИХ ЕГО К АЛЛАХУ, И ВОЗНАМЕРИТСЯ ДАРОВАТЬ НАГРАДУ ЗА ЭТО ПОКОЙНОМУ МУСУЛЬМАНИНУ, ТО ЭТО ПРИНЕСЕТ ЕМУ ПОЛЬЗУ. ЭТО МАЗХАБ ХАНБАЛИТОВ И ХАНАФИТОВ, В СООТВЕТСТВИЕ С ЭТОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ РАЗРЕШЕНО ДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ ОТ ИМЕНИ ПОКОЙНОГО, СОВЕРШАТЬ ЗА НЕГО БОЛЬШОЕ ИЛИ МАЛОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО, ПОСТИТЬСЯ ЗА НЕГО, ЧИТАТЬ КОРАН – И ДАРОВАТЬ НАГРАДУ ЗА ВСЕ ЭТО УМЕРШЕМУ»[66].

Сказано в книге «аль-Муджалла филь фикх аль-Ханбали»[67]: «ЛЮБОЕ ИЗ ДЕЛ ПРИБЛИЖАЮЩИХ (К АЛЛАХУ) КОТОРОЕ СОВЕРШАЕТ МУСУЛЬМАНИН, ПРИНЕСУТ ПОЛЬЗУ УМЕРШЕМУ ИЛИ ЖИВОМУ МУСУЛЬМАНИНУ, ЕСЛИ (СОВЕРШАЮЩИЙ) ЗАХОЧЕТ ДАРОВАТЬ НАГРАДУ ЗА НИХ ИМ».

Мнение Маликитов.

Шейх ибн Хусайн аль-Макки аль-Малики сказал в «Хашия» на книгу Ахмада ибн Идриса аль-Карафи «Анвауль Бурук фи Анвауль Фурук»: «ЧТО КАСАЕТСЯ ЧТЕНИЯ (КОРАНА) НА МОГИЛАХ, ИБН РУШД (АЛЬ-МАЛИКИ) В «АЛЬ-АДЖВИБАТ», ИБН АЛЬ-АРАБИ (АЛЬ-МАЛИКИ) В «АХКАМУЛЬ КУРАН», АЛЬ-КУРТУБИ (АЛЬ-МАЛИКИ) В «АЛЬ-ТАЗКИРАХ» СКАЗАЛИ, ЧТО ПОКОЙНЫЙ ПОЛУЧАЕТ ПОЛЬЗУ ОТ ЧТЕНИЯ (КОРАНА) КОТОРЫЙ ЧИТАЕТСЯ НА МОГИЛЕ, В ДОМЕ, ИЛИ (ДАЖЕ ЧИТАЕТСЯ) В (ОДНОЙ) СТРАНЕ, (КОГДА КАК ПОКОЙНЫЙ ПОХОНЕН В ДРУГОЙ) СТРАНЕ»[68].

В «Маусуатуль фикхия»[69] сказано: «СТАРЫЕ УЧЕНЫЕ ИЗ ЧИСЛА МАЛИКИТОВ СЧИТАЛИ, ЧТО НЕЖЕЛАТЕЛЬНО ЧИТАТЬ КОРАН УМЕРШИМ, И ЧТО НАГРАДА ЗА ЭТО НЕ ДОЙДЕТ ДО НИХ. БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ УЧЕНЫЕ ИЗ ЧИСЛА МАЛИКИТОВ СЧИТАЛИ, ЧТО НЕТ ПРОБЛЕМЫ В ТОМ, ЧТОБЫ ЧИТАТЬ КОРАН (УМЕРШИМ), ДЕЛАТЬ ЗИКР, И ДАРИТЬ НАГРАДУ УМЕРШИМ. И ОНИ СЧИТАЛИ, ЧТО НАГРАДА ДОСТИГНЕТ ИХ».

В этой же книге[70] также сказано: «ИБН ХИЛАЛ СКАЗАЛ: «ИБН РУШД (АЛЬ-МАЛИКИ) И ДРУГИЕ НАШИ ИМАМЫ ИЗ ЧИСЛА ЖИТЕЛЕЙ АНДАЛУСИИ ИЗДАЛИ ФЕТВУ, ЧТО УСПОШИЙ ПОЛУЧАЕТ ПОЛЬЗУ ОТ ЧТЕНИЯ СВЯЩЕННОГО КОРАНА, И ДО НЕГО ДОХОДИТ ПОЛЬЗА И НАГРАДА, ЕСЛИ ЧИТАЮЩИЙ (КОРАН РЕШИТ) ПОДАРИТЬ (ЕЕ)»[71].

В заключение нашей работы я отмечу:

1) Как я указал высше есть прямые указания от пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям), которые позволяют чтение Корана умершим.  Если по отдельности они считаются слабыми преданиями, им безусловно придаст вес и силы предания рассказаные со слов сподвижников.

2) Согласно киясу, основанному на абсолютно достоверных преданиях от пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) мусульманин может совершать поклонения от имени умерших близких людей.

3) Во всех четырех общепризнанных школах Ислама есть мнение, что дозволено читать Коран умершим. Среди салафов этой общины я не встретил ни одного человека, даже из тех кто не позволял чтение Корана умершим, кто стал бы обвинять в нововведениях мусульман практикующих это.

Хвала Аллаху, который позволил своему рабу завершить начатое. Все правильное в этой работе от Милостивого, все ошибки от Его нерадивого раба.

[1] Бухари «Сахих» №1. В этом хадисе речь идет о человеке, совершившим хиджру ради женитьбы на женщине, которую звали Умм Кайс.

[2] Мухий-д-дин Абу Закария ибн Шараф ад-Димашки аш-Шафии ан-Навави «Аль азкар аль мунтахаба мин калам саййид аль-абрар» стр. 24, издательство «Умма».

[3] Нуратдин аль-Итр «Иламуль Анам Шарх Булуг аль-Марам» 2/199. Даруль Фарфуд, Дамаск.

[4] «ас-Суннан» Абу Дауд, ткх Шуайб аль-Арнаут. 5/39.

[5] Стр 17-18, перевод А.Нирша.

[6] 13/63. Мактабах Шамела

[7] 7/113. Мактабах Шамела.

[8] Абу Бакр ибн Мухаммад ад-Димьяти, известный как аль-Бакри «Хашияту Ианату Талибин» 2/107. Мактабах Шамела.

[9] «Шарху суннан ибн Маджа»  2/195,  Даруль Маариф  – Бейрут.

[10] Абуль Фадль Мухаммад ибн Ахмад ибн Абдульбари аль-Ахдал «Ифадатуль туллаб би Ахкамуль Кираат аляль Амват ва Василу Саваб» стр 6, Мактабатуль Матбуатуль Нахдатуль Хадисия, 3-е издание 1402 год.

[11] «Мухтасар Сахих аль-Бухари» имама Зубайди, №848 (1852). Перевод А.Нирша.

[12] «Мухтасар Сахих аль-Бухари» имама Зубайди, №901 (2091).

[13] «Мухтасар Сахих аль-Бухари» имама Зубайди, №900 (1952)

[14] №13613, Мактабах Шамела.

[15] №4242, 3/124. Даруль Кутуб аль-Ильмия.

[16] Даруль Тадж, Ливан.

[17] 3/151, Даруль Аламуль Кутуб.

[18] Мухаммад ибн Ахмад ибн Салим ибн Сулайман ас-Сафарини аль-Ханбали «аль-Бахру аз-Захир фи Улум аль-Ахыр» 1/362, Изд Гирас. Предание слабое.

[19] «Раддуль Мухтар аля Дарриль Мухтар Шархуль Танвир аль-Абсар» 3/151.

[20] Абу Бакр аль-Халлал «Кираат индаль кубур» напечатана вместе с книгой «аль-Амр биль Маруф» стр 89-90.

[21] «Нурр аль-Иддах» стр 195, Мактабатуль Бушра.

[22] «И СКАЗАНО БЫЛО, ЧТО ЭТО ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ЖЕНЩИН. СКАЗАЛ БАДРУДДИН АЛЬ-АЙНИ В КОММЕНТАРИИ К БУХАРИ: «И КОНЕЧНОЕ МНЕНИЕ: ЭТО НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО ДЛЯ ЖЕНЩИН, ИЛИ ДАЖЕ ЗАПРЕЩЕНО В НАШЕ ВРЕМЯ». См «Хашияту Нурр аль-Иддах» шейх Мухаммад Иззаз Али, напечатано вместе с «Нурр аль-Иддах» стр 195.  Я (Абдуллах Эфенди) говорю, что если это было запрещено во времена имама аль-Айни, представьте насколько это запрещено сейчас.

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим ат-Тувайджири сказал: «ПОСЕЩЕНИЕ МОГИЛ ЖЕНЩИНАМИ ИЗ ЧИСЛА ВЕЛИЧАЙШИХ ГРЕХОВ». «Масуатуль фикх аль-Исламия» 2/793.

[23] «аль-Хадийатуль Алайиа» стр 162, изд Кахраман.

[24] Это мнение передавалось от ибн Аббаса. См «Мухтасар тазкирах фи ахвалиль мавта валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 83. Даруль Асимах.

[25] Мнение, что первый аят был отменен этим передавалось со слов ибн Аббаса, Хатибом Ширбини. См аль-Ахдал «Иффадатуль туллаб» стр 15.

[26] Это мнение передавалось от ар-Рабиа ибн Анаса. «Мухтасар тазкирах фи ахвалиль мавта валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 84; «Мааламут Танзил» имама аль-Багави, комментарий к 39 аяту суры ан-Наджм.

[27] Али аль-Кари аль-Ханафи «Миркатуль мафатих Шархуль Мишкатуль Масабих» 4/174, Даруль Кутуб аль-Ильмия.

[28] Мухаммад ибн Ахмад ибн Салим ибн Сулайман ас-Сафарини аль-Ханбали «аль-Бахру аз-Захир фи Улум аль-Ахыр» 1/359-360, Изд Гирас.

[29] Комментарий к 39 аяту суры ан-Наджм.

[30] Насх – отмененный.

[31] Предание от ибн Умара привел имам Бейхаки с хорошим изводом, как сказал имам Навави. См «Иффадатуль туллаб» стр 8.

[32] ас-Сафарини аль-Ханбали «аль-Бахру аз-Захир фи Улум аль-Ахыр» 1/363; «Курратуль уюн  биль фатава улама аль-Харамейн» основанная на фетвах Хусайна Ибрахима аль-Магриби, муфтия маликитов в заповедной Мекке и шейха Мухаммада Салиха ар-Раиса аз-Зубайри, стр 63; «Мухтасар тазкирах фи ахвалиль мавта валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 85.

[33] «аль-Бахру аз-Захир фи Улум аль-Ахыр» 1/363.

[34] «Кираат индаль кубур» напечатана вместе с книгой «аль-Амр биль Маруф» стр 89.

[35] 33/60. Кувейт.

[36] «Маусуатуль фикхия»  33/60. Кувейт.

[37] 1/363-364; Абу Бакр аль-Халлал «Кираат индаль кубур» напечатана вместе с книгой «аль-Амр биль Маруф» стр 88-89, Даруль Кутуб аль-Ильмия; «Тазкирах фи ахвалиль мавта валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 274, Мактабатуль Даруль Минхадж.

[38] Даруль Фикр.

[39] Мактабатуль ибн Таймия.

[40] №4243, 3/124.

[41] Суры ан-Нас, и аль-Фалак.

[42] «аль-Бахру аз-Захир фи Улум аль-Ахыр» 1/364; Али аль-Кари аль-Ханафи «Миркатуль мафатих Шархуль Мишкатуль Масабих» 4/173; «Тазкирах фи ахвалиль мавта валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 274, Мактабатуль Даруль Минхадж; «Шарху ат-Тибби аля Мишкатуль Масабих аль-мусамма биль Кашф ан Хагаиг ас-Суннан» 4-ый джуз, стр 1414. Рияд.

[43] «Тазкирах фи ахвалиль мавата валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 274.

[44] Чтение Корана умершим на могилах.

[45] «аль-Фуру ва мааху Тасхих аль-Фуру» стр 448. Байтуль Афкаруд Давлия.

[46] «Масаиль Имам Ахмад ибн Ханбаль би риваят ибнуху Абдуллах ибн Ахмад» №543, стр 129. Даруль Мавадда, Даруль Таасиль.

[47] «Тавдих аль-Ахкам мин Булуг аль-Марам» 3/144.

[48] Аль-Итр «Иламуль Анам Шарх Булуг аль-Марам» 2/200.

[49] «Ирва аль-Галиль» 3/151-152.

[50] «Тавдих аль-Ахкам мин Булуг аль-Марам» 3/147.

[51] Али аль-Кари аль-Ханафи «Миркатуль мафатих Шархуль Мишкатуль Масабих» 4/174, Даруль Кутуб аль-Ильмия; Мухаммад ибн Ахмад ибн Салим ибн Сулайман ас-Сафарини аль-Ханбали «аль-Бахру аз-Захир фи Улум аль-Ахыр» 1/363, Изд Гирас.

[52] «аль-Бахру аз-Захир фи Улум аль-Ахыр» 1/361

[53] Предание от Али ибн Абу Талиба передал ас-Силафи и другие. См «Тазкирах фи ахвалиль мавта валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 276.

[54] Хадис передал Абуль Касим Сад ибн Али аз-Зинджани в книге «аль-Фаваид». См «Миркатуль мафатих Шархуль Мишкатуль Масабих» 4/173.

[55] Сираджуддин Абу Абдуллах аль-Хусайн ибн Юсуф аль-Дуджайли (ум в 732 по х), «Аль-Ваджиз филь Фикх аля мазхаб аль-Имам Ахмад ибн Ханбаль» стр 102, Мактабатуль Рушд.

[56] Аль-Ахдал «Иффадатуль туллаб» стр 16.

[57] «Тавдих аль-Ахкам мин Булуг аль-Марам» 3/145.

[58] Аль-Ахдал «Иффадатуль туллаб» стр 14.

[59] «Тавдих аль-Ахкам мин Булуг аль-Марам» 3/147.

[60] «Ахдар аль-Мухадараталь филь Фикх аля мазхаб имам Ахмад ибн Ханбаль ва мааху хашияту ибн Бадран».стр 136 Даруль Башаруль Исламия.

[61] Хадис передал имамы Бухари и Муслим.

[62] К примеру молитва.

[63] Чтение Корана.

[64] Милостыня.

[65] Абу Мухаммад Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Абдуллах аль-Джибрин «Ибхаджуль муминин би шархиль минхаджус саликин» 1/275-276,  Даруль Ватан ли Нашр.

[66] «Шархуль укда фи шарх аль-Умда» 1/324. Даруль Тавхид лин-Нашр. Справедливости ради следует отметить, что согласно самому шейху лишь награда мольбу, милостыню, хадж и умру можно дарить усопшему.

[67] Сулейман аль-Ашкар «аль-Муджалла филь фикх аль-Ханбали» 1/241,  Даруль Калам, Дамаск.

[68] «Анвауль Бурук фи Анвауль Фурук», глава «Фарк бейна ма йасиля иляль майит ва ма ля йасыля иляль майит».

http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?idfrom=832&idto=833&bk_no=37&ID=266

[69] 33/60. Кувейт.

[70] «Маусуатуль фикхия»  33/60.

[71] Это также отметил шейх аль-Магриби аль-Малики, смотрите «Курратуль уюн биль Фатва улама аль-Харамейн» стр 63.
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.