Автор Тема: Условия никаха/брака  (Прочитано 1125 раз)

Оффлайн schahada

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6268
Условия никаха/брака
« : 13 Июня 2019, 22:13:07 »
Суждение об условиях, касающихся заключения брака

В зависимости от характера таких условий суждения о них могут быть разными. По общему мнению улемов, выполнять некоторые условия обязательно. Речь идет о велениях Аллаха, согласно которым после развода (Речь идет о таком разводе, после которого жена может вернуться к мужу.) мужу следует либо оставить жену согласно шариату (Иначе говоря, восстановить отношения с ней и соблюдать все ее законные права), либо отпустить по доброму, как следует расходовать на нее свои средства и хорошо обходиться с ней. Что касается некоторых других условий, то все улемы считают, что выполнять их не следует, примером чего может служить условие женщины, требующей от мужа развода с его женой. Есть и такие условия, о которых мнения улемов расходятся, например, условие женщины, требующей от мужчины не брать себе других жен или наложниц или не заставлять ее переезжать в его дом после заключения брака.

Условия, противоречащие смыслу бракосочетания, не имеют законной силы, но не делают недействительным заключение брака.

Ата аль-Хурасани передал, что некогда 'Али и Ибн 'Аббасу задали вопрос о человеке, взявшем в жены женщину, которая согласилась выйти за него замуж с условием, что ей предоставлялось право решать, жить ли им вместе и совершать ли половые сношения, она же должна была выделить мужу брачный дар. На этот вопрос они дали один и тот же ответ: «Ты(Подразумевается, что 'Али и Ибн 'Аббас поняли, что человек, задавший этот вопрос, говорит о самом себе.) не знаком с сунной, и теперь решения будет принимать не тот, кому положено. Это ты должен выделить брачный дар и тебе следует решать, жить ли вам вместе и совершать ли половые сношения» (Это сообщение, которое ад-Дийа аль-Макдиси приводит в «Аль-Мухтара», является достоверным по условиям ас-Суйути.)

Здесь ясно указывается на то, что вышеупомянутые условия являются недействительными и противоречат самой сути брака. Подобные условия в расчет принимать не следует, что же касается этого брака, то он был заключен должным образом, поскольку известно, что негодные условия не делают брак недействительным. ("И'ля ас-сунан" 11/64)

Автор «Ад-Дурр аль-мухтар» пишет: «Недействительным будет заключение брака на определенных условиях, например, в том случае, когда мужчина говорит: "Я женюсь на тебе, если на это даст согласие мой отец", или когда он говорит: "Я женюсь на тебе завтра или послезавтра", то есть связывает заключение брака с будущим временем».

Негодное условие не делает брак недействительным, но само такое условие является недействительным. Так, например, если мужчина скажет: «Я женюсь на тебе при условии, что тебе не будет выделен брачный дар», брак будет действительным, а условие следует считать негодным. В подобном случае жене следует выделить такой же брачный дар, какой был получен подобной ей женщиной. ( Радд аль-мухтар», 2/295. )

Передают со слов 'Укбы б. 'Амира, ؓ, что Посланник Аллаха сказал: «Важнейшим является выполнение вами взятых на себя обязательств при заключении законного брака» (аль-Бухари) (Иначе говоря, речь идет о точном соблюдении дополнительных условий брачного договора, которые ставит жениху невеста или ее опекун, когда, например, жених обязуется в течение определенного срока после заключения брака приобрести новый дом или не увозить жену в другой город и так далее.)

 Что же касается условий, противоречащих сути брака, например, условия, согласно которому муж не должен брать себе наложниц или не брать жену с собой во время поездок, то их выполнять не обязательно, поскольку они не имеют законной силы. При этом брак, заключенный на подобных условиях, является действительным, но муж должен выделить жене такой же брачный дар, какой был получен подобной ей женщиной (махр алъ-мислъ). (Умдат аль Кари 13/299)

Книга: "Ханафитский фикх в новом обличии" (книга никаха)
Автор: Абдульхамид Махмуд Тахмаз

https://t.me/Hanafi_Fikh
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.