Автор Тема: Родственные связи  (Прочитано 4056 раз)

Оффлайн Сафия Даниль

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 104
  • http://www.al-feqh.com/ru
    • IslamKingdom
Родственные связи
« : 19 Сентября 2017, 13:44:36 »
Передается от Абу Хурейры, ؓ, что посланник Аллаха, ﷺ, сказал:

«Поистине Аллах Всевышний создал все творения, а когда Он завершил это, (со своего места) поднялись родственные связи и сказали: «Это место того, кто прибегает к защите Твоей от разрыва». (На это) Он сказал: «Да, так удовольствуетесь ли вы тем, что Я буду награждать того, кто станет вас поддерживать и порву с тем, кто будет порывать вас?», - и они сказали: «Да». (И тогда) Он сказал: «Это (даруется) вам», - а потом посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Прочтите, если желаете (аяты, где сказано): «Может быть, если вы станете руководить (или отвернетесь от веры; или откажетесь повиноваться), то распространите нечестие на земле и разорвете родственные связи».

Передают со слов Анаса ибн Малика, что пророк, ﷺ, сказал:

«Поистине родственные связи, подвешенные к трону Аллаха, сказали: «О Аллах, награди того, кто станет нас поддерживать, и порви с тем, кто будет порывать нас. И Аллах Благословен Он и Велик, сказал: «Я Милостивый и Милосердный, и родственные связи являются производными от Моего имени, и того, кто будет поддерживать их, Я буду награждать, а того, кто будет их порывать, Я порву с ним».

Когда Ираклий попросил Абу Суфьяна описать ему пророка, ﷺ, и спросил о том, к чему тот призывает (это было до принятия Абу Суфьяном Ислама, во время его торговой поездки на территорию Шама), он ответил: «Он говорит нам: «Поклоняйтесь Аллаху и оставьте то, к чему взывают ваши отцы». Он побуждает нас молиться, раздавать милостыню, хранить целомудрие, поддерживать родственные связи.

Получается, поддерживать родственные связи - это одно из первых к чему побуждал посланник Аллаха, ﷺ, в начале своего призыва. Родственная связь поддерживается с помощью действий, т.е. хороших отношений, и с помощью сдерживания злобы или вражды.

Родственные связи (родство) - это одна из основ религии. И укрепляются они с помощью: доброго совета; коллективных совещаний; дружбы; справедливости; честности; исполнения обязательных и предпочтительных дел по мере возможности; обучения; наставления; побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого; ходатайства в благом; перенесения тягот и т.д.

Оффлайн schahada

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5982
Re: Родственные связи
« Ответ #1 : 03 Ноября 2018, 06:59:03 »
аль-Ваъи, № 384

Поддерживающий родственные отношения войдёт в Рай, а прерывающий их лишится такого блага
 
بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

В Сунне Пророка ﷺ упоминается множество хадисов, призывающих поддерживать родственные отношения (сылят ур-рахим) и запрещающих порывать их.

Всё это указывает на значимость отношений среди близких родственников в Исламе, а также на необходимость для семьи быть сплочённой, целостной, преданной и дружной. Вот некоторые из достоверных хадисов Пророка ﷺ на данную тему:

1. Хадис о том, что поддержание родственных уз открывает путь в Рай. От Абу Айюба аль-Ансари ؓ передаётся, что однажды к Пророку ﷺ пришёл человек и сказал:

أَخْبِرْنِى بِعَمَلٍ يُدْخِلُنِى الْجَنَّةَ. قَالَ: مَا لَهُ مَا لَهُ ؟ وَقَالَ النَّبِىُّ — صلى الله عليه وسلم: أَرَبٌ مَالَهُ، تَعْبُدُ اللَّهَ، وَلاَ تُشْرِكُ بِهِ شَيْئًا، وَتُقِيمُ الصَّلاَةَ، وَتُؤْتِى الزَّكَاةَ، وَتَصِلُ الرَّحِمَ

«Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в Рай». (Люди) стали говорить: «Что с ним, что с ним?», — а Пророк ﷺ сказал: «Он хочет (узнать о том, что ему необходимо)! Поклоняйся Аллаху и ничему более, совершай намаз, выплачивай закят и поддерживай родственные связи».

(Ваставка: Абу Умар ас-Сахаби: вывели Бухари в "Сахих" (1396), Муслим в "Сахих" (13); Ибн Хиббан в"Сахих" (3246), Насаи и др.)

Пророк ﷺ в данном хадисе приводит в одном ряду поддержание родственных отношений и поклонение (ибадат), а последнее, в свою очередь, связано с акъыдой. Поскольку намаз и закят входят в обряды поклонения, то отчётливо видно, насколько важно для Аллаха сохранение отношений между родственниками. Пророк ﷺ перечислил важнейшие аспекты Ислама, чтобы обрести вечную жизнь в Раю, а именно: поклонение Аллаху без ширка, совершение намаза, выплата закята и поддержание родственных связей.

2. Поддержание родственных уз (сылят ур-рахим) — путь к довольству ар-Рахмана (Милостивого). От Анаса ибн Малика ؓ передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ الرَّحْمَ شُجْنَةُ مُتَمَسِّكَةً بِالْعَرْشِ تَكَلَّمُ بِلِسَانٍ ذَلِقٍ: اللَّهُمَّ صِلْ مَنْ وَصَلَنِي، وَاقْطَعْ مَنْ قَطَعَنِي، فَيَقُولُ اللَّهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى: أَنَا الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ وَإِنِّي شَقَقْتُ للرَّحْم مِنَ اسْمِي فَمَنْ وَصَلَهَا وَصَلْتُهُ، وَمَنْ نَكَثَهَا نَكَثْـتُهُ

«Родственные отношения (ар-рахм) — это путь к Аль-Аршу, красноречиво говорящий: «О Аллах! Поддержи того, кто поддерживает меня, и разорви с тем, кто разрывает со мной». Прославленный и Всевышний Аллах говорит в ответ: «Я — милостивый ко всем людям (ар-Рахман) и только к верующим в День Суда (ар-Рахим), а родственные узы (ар-Рахм) вложены в Моё имя, и тот, кто поддерживал их, того и Я поддержу, а тот, кто порывал их, с тем и Я разорву».


(Ваставка: Абу Умар ас-Сахаби:  Хайсами в "Маджму заваид" (8/153), Хайтами в "Заваджир" (2/78) и Мунзири в "Таргиб ва тархиб" (3/308) сказали, что его иснад - хороший
Албани в "Сахих ат-таригб" (2531) сказал, что он хороший благодаря дополнительным свидетельствам (сахих ли гайри-хи); а в "Тахридж китаб ас-сунна" (540) сказал, что его иснад - слабый)


Того, кто поддерживает отношения с родственниками, ожидает довольство Аллаха и Его поддержка. А того, кто порывает и портит эти отношения — гнев и негодование Аллаха.

3. Сылят ур-Рахим — это то, что Пророк ﷺ завещал своим сподвижникам. От Абу Зарра аль-Гифари ؓ передаётся:

أَوْصَانِي خَلِيلِي أَنْ لاَ تَأْخُذَنِي فِي اللَّهِ لَوْمَةُ لاَئِمٍ، وَأَوْصَانِي بِصِلَةِ الرَّحِمِ وَإِنْ أَدْبَرَتْ

«Мой любимейший друг (Пророк ﷺ) завещал мне не обращать внимания ради Аллаха на порицание порицающих; а также завещал мне поддерживать родственные связи, даже если сами родственники отворачиваются от меня».

4. Ар-Рахм (родственные узы) — производное от имени Аллаха «Ар-Рахман» (Милостивый), и тот, кто порывает с этими узами, обречён на то, что Аллах разорвёт с ним связь. Передают со слов Аиши ؓ, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

الرَّحِمُ مُعَلَّقَةٌ بِالْعَرْشِ، تَقُولُ: مَنْ وَصَلَنِي وَصَلَهُ اللَّهُ، وَمَنْ قَطَعَنِي قَطَعَهُ اللَّهُ

«(В Судный день) родственные связи схватятся за Арш и скажут: «Пусть Аллах хранит того, кто соблюдал меня. И пусть Аллах лишит Своей милости того, кто не соблюдал меня».

5. Поддержание родственной связи наполняет жизнь баракятом и увеличивает жизненный удел (ризк). Сообщается от Анаса ибн Малика ؓ, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ سَرَّهُ أَنْ يُبْسَطَ لَهُ رِزْقُهُ وَأَنْ يُنْسَأَ لَهُ فِي أَثَرِهِ فَلْيَصِلْ رَحِمَهُ

«Пусть тот, кого обрадует, что удел его будет увеличен, а срок жизни продлён, поддерживает связи с родственниками». Всевышний Аллах наполняет жизнь такого мусульманина баракятом, пользой для обоих миров и его религии подобно тому, как наполняет баракятом имущество.

6. Родственная связь как один из главных путей в Рай. От Абдуллаха ибн Саламы ؓ передаётся:

لَمَّا قَدِمَ النَّبِيُّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، الْمَدِينَةَ انْجَفَلَ النَّاسُ قَبْلَهُ، فَقَالُوا: قَدِمَ رَسُولُ اللهِ، قَدِمَ رَسُولُ اللهِ، فَجِئْتُ فِي النَّاسِ لأَنْظُرَ إِلَى وَجْهِهِ، فَلَمَّا رَأَيْتُ وَجْهَهُ عَرَفْتُ أَنَّ وَجْهَهُ لَيْسَ بِوَجْهِ كَذَّابٍ، فَكَانَ أَوَّلُ شَيْءٍ تَكَلَّمَ بِهِ أَنْ قَالَ: أَيُّهَا النَّاسُ! أَطْعِمُوا الطَّعَامَ، وَأَفْشُوا السَّلامَ، وَصِلُوا الأَرْحَامَ، وَصَلُّوا وَالنَّاسُ نِيَامٌ، تَدْخُلُوا الْجَنَّةَ بِسَلامٍ

«Когда Посланник Аллаха ﷺ впервые прибыл в Медину, люди подбежали к нему, и я тоже был в их числе. Когда мне открылось его лицо, и я смог его осмотреть, то понял, что его лицо не могло быть лицом лжеца. Первое, что я услышал из его уст, были (следующие слова): «О люди! Распространяйте приветствие, кормите других, поддерживайте родственные связи, молитесь в то время, когда другие люди спят, и вы войдёте в Рай с миром».

7. Поддержание родственной связи указывает на силу веры и искренность мусульманина, а также на то, насколько его сердце привязано к Аллаху. Передают со слов Абу Хурайры ؓ, что Пророк ﷺ сказал:

مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللهِ وَاليَوْمِ الآخِرِ فَلْيُكْرِمْ ضَيْفَهُ، وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللهِ وَاليَومِ الآخِرِ، فَلْيَصِلْ رَحِمَهُ، وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللهِ وَاليَومِ الآخِرِ، فَلْيَقُلْ خَيْراً أَوْ لِيَصْمُتْ

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему гостю. Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, поддерживает родственные связи. Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит». Тот, кто истинно верует в Аллаха, выражает свой иман во всех жизненных делах. Тот, кто верен своему иману, будет продолжать общение со своими близкими родственниками, как об этом говорится в хадисе, переданном Абу Хурайрой, где Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ أَعْمَالَ بَنِي آدَمَ تُعْرَضُ كُلَّ خَمِيسٍ لَيْلَةَ الْجُمُعَةِ، فَلاَ يَقْبَلُ عَمَلُ قَاطِعِ رَحِمٍ

«Поистине, дела сынов Адама представляются (Аллаху) по вечерам в каждый четверг накануне ночи пятницы, и дела порывающих связи со своими родственниками не принимаются (Аллахом)».

8. Прерывающий отношения с родственниками не входит в Рай. От Джубайра ибн Мутъима ؓ передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ يَدْخُلُ الْجَنَّةَ قَاطِعُ رَحِمٍ

«Не войдёт в Рай тот, кто разрывает родственные отношения».


=========================================

приводится в «Сунане ад-Дарими», в главах «Лучшая милостыня — это та, что даётся сверх нужды» и «Рука, которая находится сверху, лучше той, которая находится снизу» раздела «Книга закята».

Передаётся от Абу Нуайма, ему — от Амра ибн Усмана, ему — от Мусы ибн Тальхи, ему — от Хакима ибн Хизама, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

خَيْرُ الصَّدَقَةِ ما كانَ عَنْ ظَهْرِ غِنًى وَالْيَدُ الْعُلْيَا خَيْرٌ مِنْ الْيَدِ السُّفْلَى وَابْدَأْ بِمَنْ تَعُولُ

«Лучшая милостыня — это та, что даётся сверх нужды, и дающая рука лучше, чем берущая, и вы должны начинать с тех, кто находится на вашем содержании» .

شعيب الأرناؤوط | المصدر : تخريج المسندالصفحة أو الرقم: 15317 | خلاصة حكم المحدث : إسناده صحيح على شرط الشيخين


=====================================


Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ يَدْخُلُ الجَنَّةَ قَاطِعُ رَحِمٍ

«Не войдёт в Рай тот, кто разрывает родство» .

Этот хадис вывел Имам Муслим по цепочке Джубайра ибн Мутима.

От Анаса ибн Малика передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

من أحَبَّ أنْ يُبْسَطَ لَهُ في رِزْقِهِ ، ويُنْسأَ لَهُ في أثَرِهِ ، فَلْيَصِلْ رَحِمَهُ

«Пусть (человек,) желающий, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, поддерживает связи со своими родственниками» (Муттафакун алейхи )
« Последнее редактирование: 19 Декабря 2019, 07:35:26 от Хамза »
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.

Оффлайн schahada

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5982
Re: Родственные связи
« Ответ #2 : 04 Июля 2020, 15:52:00 »
Ответ на вопрос в области фикха

بسم الله الرحمن الرحيم.
Кто является родственником?
Вопрос:
Кто является родственником? С кем является обязательным (фард) поддерживать родственные связи, а с кем является желательным (сунна, мандуб)? Как именно поддерживать родственные связи? Разрешается ли собираться вместе родственникам мужского и женского полов?
Ответ:
А) Родственниками являются те, кто происходит от прапрадеда как мужского, так и женского полов.
Б) Обязательным является поддерживать родственную связь с:
1) Родители - отец, мать;
2) Дедушка и бабушка, как по отцу, так и по матери;
3) Дети (сын, дочь), дети детей (внук, внучка);
4) Братья, сестры и их дети;
5) Дяди и тети со стороны отца;
6) Дяди и тети со стороны матери;
Присоединяются к ним родственники посредством брака:
7) Жены и их дети (сын, дочь);
8  ) Отцы, матери, дедушки и бабушки жен;
9) Жены сыновей;
10) Жены отца;
Также к ним присоединяются посредством кормления материнским молоком:
11) Молочная мать;
12) Дочь молочной матери (молочная сестра);
13) Сестра молочной матери (молочная тетя);
14) Тетя молочной матери со стороны отца;
15) Тетя молочной матери со стороны матери;
16) Дочери молочного брата;
17) Дочери молочной сестры;
18) Мать молочной матери;
19) Отец молочной матери.
В. Рекомендуемым (сунна, мандуб) является поддерживать родственную связь с:
1) Дети дядей со стороны отца (двоюродные братья и сестры);
2) Дети теток со стороны отца (двоюродные братья и сестры);
3) Дети дядей со стороны матери (двоюродные братья и сестры);
4) Дети теток со стороны матери (двоюродные братья и сестры);
5) С тем, кто связан родством с одним из них.
Г) Поддержание родственных связей осуществляется посредством посещения родственников время от времени в периоды радости и горя, так же, если кто-либо из них болен. Интересоваться их жизненными проблемами для предоставления помощи, в случае необходимости, защищать их от всего дурного, и что может им навредить и т. д
Д) Родственникам, с кем поддержание родственных связей является обязательным (1-родственники, между которыми бракосочетание запрещено Исламом, 2-родственники, вступившие в родственную связь путем бракосочетания, 3- родственники, вступившие в родственную связь через кормление материнским молоком) мужчинам и женщинам из этой категории родственников разрешается собираться вместе во время посещения, или визита в гости ,так же разрешается между собой и уединение. Во время визита в гости женщинам не обязательно покрывать голову, руки, стопы и то, что остается открытым в обычной одежде, разрешаются украшения и благовония и т.д.
Е) Родственникам (мужчинам и женщинам), с кем поддержание родственных связей является рекомендуемым, разрешается собираться вместе во время визита в гости, но запрещается уединение, запрещается благовония, и украшения, женщинам необходимо одеть одежду закрывающую все кроме лица и кистей рук, здесь не имеется ввиду одежда для нахождения в обществе (хиджаб, джильбаб), это может быть любая одежда, закрывающая все кроме лица и кистей рук.
Ж) Родственникам (мужчинам и женщинам), не входящим в выше перечисленные категории, разрешается посещать друг друга, или собрания только по необходимости, определенной шариатом, при условии отсутствия собрания вместе мужчин и женщин, использования благовоний, украшений, одежда женщин должна закрывать все, кроме кистей рук и лица, этот визит должен длиться не больше, чем это необходимо, например, собрание родственников для решения свадебных вопросов, покупки или продажи жилья и т д.
З) Когда тебя посещает твой брат, и с ним его жена, то тебе разрешается встретить их со своей женой.
Когда же тебя посещает двоюродный брат и с ним его жена и дочь, то тебе разрешается встретить их со свей женой и дочерью.
Так же когда тебя посещает двоюродная сестра, и с ней ее муж, то тебе разрешается встреть их со своей женой.
Общее у всех этих положений это то, что между посещаемыми и посещающими родственниками один находится в кровном родстве, либо в родстве через бракосочетание. В противном случае собрания между родственниками (мужчинами и женщинами) запрещены!

Махмуд Увайда Абу Ияс 14.06.2020

بسم الله الرحمن الرحيم
من هم الأقارب ومنهم الأرحام ؟

السؤال : من هم الأقارب ؟ ومن هم الذين تجب على المسلم صلتُهم ؟ وكيف تكون الصلة ؟ ومن هم الذين تُستحَبُّ صلتُهم فقط ؟ ومتى يجوز الاختلاط بين الجنسين في الزيارات ومتى لا يجوز ؟
الجواب : أ- الأقارب هم الذين يتحدَّرون من الجد الثالث ذكوراً وإناثاً .
ب- الذين تجب صلتهم أذكر منهم :
1 - الوالدان - الأب والأم .
2 - الجدان - الجد والجدة لأب ولأم ، أو لأحدهما وإن علوا .
3 - الأبناء وأبناؤهم ذكوراً وإناثاً وإن نزلوا .
4 - الإخوة والأخوات وأبناؤهم ذكوراً وإناثاً وإن نزلوا .
5 - الأعمام والعمات .
6 - الأخوال والخالات .
ويلحق بهم بسبب المصاهرة :
7 - الزوجات وأبناؤُهنَّ ذكوراً وإناثاً إن وُجدوا وإن نزلوا .
8 - آباء الزوجات وأمهاتهنَّ ، وأجدادُهن وجدَّاتُهُن وإن علوا .
9 - زوجات الأبناء .
10- زوجات الآباء .
كما يلحق بهم بسبب الرضاع :
11 – الأم من الرضاع .
12 - بنت الأم من الرضاع .
13- أخت الأم من الرضاع
14 – عمة الأم من الرضاع .
15 - خالة الأم من الرضاع .
16 - بنات الأخ من الرضاع .
17 - بنات الأخت من الرضاع .
18 - أم الأم من الرضاع .
19 - والد الأم من الرضاع .
ج- أما الذين تُستحَبُّ صلتُهم فأذكر منهم :
1 - أبناء الأعمام ذكوراً وإناثاً وأبناؤهم .
2 - أبناء العمات ذكوراً وإناثاً وأبناؤهم .
3 - أبناء الأخوال ذكوراً وإناثاً وأبناؤهم .
4 - أبناء الخالات ذكوراً وإناثاً وأبناؤهم .
5 - ومن أدلى بأحدٍ منهم .
د - صلة الرحم تكون بزيارة هؤلاء بين الحين والحين خاصةً في المناسبات كالأفراح والأتراح وعيادة مرضاهم وتفقُّدِ أحوالِهِم المعيشية وتقديمِ العونِ والمساعدةِ لمن يحتاج منهم إليها ودفعِ الضررِ والشرور عنهم ... إلخ .
هـ - مَنْ تجب صلتهم من المحارم ومن يلحق بهم بسبب المصاهرة والرضاع يُختلَط بهم في الزيارات ويُختلَى بهم ، ولا يجب على النساء منهم سترُ رؤوسهِنَّ وسيقانهِن وأيديهِن وما يظهر منهنَّ عادةً في ثياب البذلة ، ويجوز منهنَّ التبرج والتزين والتعطر في أثناء الزيارات .
و - مَن تُستحب صلتُهم يُختلَط بهم بشرط عدم حصول خَلوةٍ بالإناث منهنَّ ، وبشرط عدمِ كشف ما يزيد على الوجه والكفين ، وبشـرط عدم التزين والتبرج ، ولا يجب عليهن الظهور بالجلابيب ، بل أية ثياب يرتدينها تستر ما عدا الوجه والكفين يجوز لهن الظهور بها في هذه الزيارات .
ز - مَن سوى مَن سبق لا تجوز زيارة الإناث في البيوت والأماكن الخاصة إلا لحاجة يقرًّها الشرع أو يقرُّ الاجتماع من أجلها ، وبشرط عدم الاختلاط وعدم التبرج وعدم كشف ما يزيد على الوجه والكفين ، وتكون الزيارة بقدر الحاجة فقط ، كأن يجتمع بهن لعقد صفقةِ بيع أو شراء ، أو توكيل أو إصلاح ، أو لأجل خطبة وأمثال ذلك .
ح - إذا زارك أخوك ومعه زوجته فيجوز أن تستقبلهما أنت وزوجتك ، وإذا زارك ابن خالتك ومعه زوجته وابنته فيجوز أن تستقبلهم أنت وزوجتك وابنتك , وإذا زارتك ابنة عمِّ زوجتك وزوجها فيجوز أن تستقبلهما أنت وزوجتك ، وهكذا . والجامع بين هذه الحالات وأمثالها هو أن يكون بين الجماعة الزائرة والجماعة المزورة أحدٌ يُدلي بقرابة أو مصاهرة بينهما ، وما سوى ذلك فالزيارات بين الجنسين حرام لا تجوز .

14/6/2020 أبو إياس

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=704801843687292&id=100024724483816
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.