Автор Тема: Выкуп за убийство  (Прочитано 1507 раз)

Оффлайн Хамза

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4814
Выкуп за убийство
« : 03 Июня 2016, 02:48:45 »
С именем Аллаха – Милостивого, Милосердного!
Серия ответов шейха учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, приведённые на его странице в «Фейсбук» (Фикх)

Ответ на вопрос:

Выкуп за убийство по ошибке и за преднамеренное убийство
Адресованный Абу Ахмаду Абд‬‬у

Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Выкуп за убийство по ошибке является обязательным (ваджибом) и выплачивается семье убитого. Передаётся от Посланника Аллаха ﷺ, что размер выкупа составляет сто верблюдов для людей, живущих в долинах, или тысячу динаров золотом или двенадцать тысяч дирхамов серебром для тех, кто не выплачивает выкуп скотиной. Передают, что ‘Амр ибн Хазм рассказывал со слов своего отца и деда, что Пророк ﷺ отправил в Йемен послание, в котором было написано:

وإن في النفس المؤمنة مائةٌ من الإبل، وعلى أهل الوَرِق ألف دينار

«… Выкуп за убитого верующего составляет сто верблюдов.… Если же люди пожелают выплатить выкуп золотом, то они должны выплатить тысячу динаров» (ан-Насаи).

Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что во времена Посланника Аллаха ﷺ один мужчина убил другого:

فجعل النبي ﷺ ديته اثني عشر ألف

«Тогда Пророк ﷺ велел выплатить выкуп за убитого в размере двенадцати тысяч дирхемов» (Абу Дауд и Ибн Маджа).

وروى الشعبي أن عمر جعل على أهل الذهب ألف دينار

Рассказал аш-Шабий, что Умар, ؓ, назначил обладателям золота выкуп в тысячу динаров.

وعن عمرو بن شعيب عن أبيه عن جده: أن عمر قام خطيباً فقال: ألا إن الإبل قد غلت، فقوَّم على أهل الذهب ألف دينار، وعلى أهل الوَرِق اثني عشر ألفاً، وعلى أهل البقر مائتي بقرة، وعلى أهل الشاة ألفي شاة، وعلى أهل الحُلَل مائتي حلة

Передаёт Амр ибн Шуайб от своего отца и деда, что «Умар, ؓ, встав для произнесения речи, сказал: «Нынче верблюды сильно подорожали…». Тогда Умар установил размер выкупа для владельцев золота в тысячу динаров, для владельцев серебра – в двенадцать тысяч дирхемов, для владельцев коров – в двести коров, для овцеводов – в две тысячи овец, а для шьющих одежду – в двести плащей (или иных видов верхней одежды)» (передал Абу Дауд).

Наш уважаемый шейх, пусть Аллах окажет Вам честь править этой Уммой в государстве Халифат в самое ближайшее время, даст Аллах. Мы видим различие в вопросе выплаты выкупа во время Умара ибн аль-Хаттаба, ؓ, и это – согласно его приказу. Является ли это (иджма) единодушным мнением сподвижников, и тогда ваджиб принимать то, что он приказал? И позволительно ли платить сегодня выкуп серебром, учитывая огромную разницу между ценами на золото и на серебро, которое сегодня почти на девяносто процентов дешевле? То есть выкуп золотом стоит в десять раз больше чем серебром, и это – огромная разница и широкий разрыв между выкупами, следовательно, какой из этих выкупов должен назначать судья на сегодняшний день?

Пусть Аллах вознаградит Вас благом.

 

Да благословит Вас Аллах.

Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятух!
Выкуп может быть выплачен как скотом, так и деньгами. Что касается выкупа, выплачиваемого скотом, то там нет увеличения и ужесточения: он составляет сто верблюдов за непредумышленное, ошибочное убийство с его разновидностями. Доказательством этому служит то, что передал ан-Насаи от Амра ибн Шуайба, от его отца и деда, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ قُتِلَ خَطَأً فَدِيَتُهُ مِائَةٌ مِنَ الْإِبِلِ
«…кто был убит по ошибке, то его выкуп (составляет) сто верблюдов...» .


А что ка сается убитого по ошибке, близкой к преднамеренному убийству, то ан-Насаи передаёт от Абдуллаха ибн Амра, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«قَتِيلُ الْخَطَإِ شِبْهِ الْعَمْدِ بِالسَّوْطِ أَوِ الْعَصَا، مِائَةٌ مِنَ الْإِبِلِ أَرْبَعُونَ مِنْهَا فِي بُطُونِهَا أَوْلَادُهَا

«За убитого по ошибке, близкой к преднамеренному убийству, как убийство плетью или же палкой, полагается сто верблюдов, сорок из которых должны быть стельными» .


Такой же выкуп за преднамеренное убийство полагается, если родственники убитого согласны на выкуп вместо возмездия (аль-Къисас).

А что касается денежного выкупа, то обладатели золота выплачивают тысячу динаров, а обладатели серебра – двенадцать тысяч дирхамов. Передают, что ‘Амр ибн Хазм рассказывал со слов своего отца и деда, что Пророк ﷺ отправил в Йемен послание, в котором было написано:

"أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ كَتَبَ إِلَى أَهْلِ الْيَمَنِ كِتَابًا فِيهِ الْفَرَائِضُ وَالسُّنَنُ وَالدِّيَاتُ

«Если же люди пожелают выплатить выкуп золотом, то они должны выплатить тысячу динаров» (ан-Насаи).

Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что во времена Посланника Аллаха ﷺ один мужчина убил другого:

...وَعَلَى أَهْلِ الذَّهَبِ أَلْفُ دِينَارٍ

«Тогда Пророк ﷺ велел выплатить выкуп за убитого в размере двенадцати тысяч дирхемов» (Абу Дауд).

Шариатский динар равен по весу 4,25 граммам золота, это шариатский вес. Дирхам же по шариатскому весу равен 2,975 граммам серебра. Таким образом, выкуп золотом за убитого равен весу 4.250 граммов золота, а серебром – 35.700 граммов серебра.

Также можно выплачивать выкуп бумажными деньгами в виде стоимости тысячи динаров, равной 4.250 граммам золота, и двенадцати тысяч дирхамов серебра, равной 35.700 граммам серебра.

Однако нынешняя бумажная валюта не подкреплена золотом и серебром, поэтому не годится для выплаты выкупа для обладателей золота или серебра, которые хотят выплатить деньгами. Эта валюта считается деньгами на основе аналогии из-за наличия иллята, выведенного из текста, и это валюта, как описано в главе, относящейся к этой теме в книге «Финансы» и других наших книгах.

И стоимость выкупа золотом относительно нынешних бумажных денег больше, чем оценка выкупа серебром относительно нынешним бумажным деньгам. И принятие этих ценных бумаг в качестве выкупа зависит от иджтихада в этом вопросе. Я считаю, что можно оценивать выкуп серебром за непредумышленное убийство, потому что тот, кто совершил непредумышленное убийство, не совершал греха, и выкуп тут существует не потому, что он совершил харам. Тут есть какая-то мудрость, которую знает Аллах. А поэтому брать выкуп за убийство по ошибке можно и серебром и золотом, так как убийца не совершил харам. Что же касается преднамеренного убийства, то я считаю, что выкуп должен оцениваться золотом, потому что убийство – намеренное и убийца совершил харам, и тут неуместно смягчение, наоборот, необходимо выбирать самое суровое из этих двух оценок выкупа.

 

Я прошу Всемогущего Аллаха, чтобы моё мнение, по Его Воле, было правильным.

 

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта

 

5 Шаъбана 1437 г.х.

12.05.2016 г.


بسم الله الرحمن الرحيم

 

(سلسلة أجوبة الشيخ العالم عطاء بن خليل أبو الرشتة أمير حزب التحرير

على أسئلة رواد صفحته على الفيسبوك "فقهي")

 جواب سؤال

 الدية في القتل الخطأ والقتل العمد

إلى ابو احمد عبد

 

السؤال:

                                          

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته،

 

الدية على القتل الخطأ هي واجبة وتدفع لأهل القتيل، وما ورد فيها عن رسول الله ﷺ بأنها مائة من الإبل لأهل البادية أو ألف دينار ذهبا. أو اثني عشر ألف درهم فضة، وقد ذكر عمرو بن حزم في كتابه أن رسول الله ﷺ كتب إلى أهل اليمن: «وإن في النفس المؤمنة مائةٌ من الإبل، وعلى أهل الوَرِق ألف دينار» (رواه النسائي). وروى ابن عباس: أن رجلاً من بني عدي قُتل، «فجعل النبي ﷺ ديته اثني عشر ألفاً» (رواه أبو داود وابن ماجه)، وروى الشعبي أن عمر جعل على أهل الذهب ألف دينار. وعن عمرو بن شعيب عن أبيه عن جده: أن عمر قام خطيباً فقال: ألا إن الإبل قد غلت، فقوَّم على أهل الذهب ألف دينار، وعلى أهل الوَرِق اثني عشر ألفاً، وعلى أهل البقر مائتي بقرة، وعلى أهل الشاة ألفي شاة، وعلى أهل الحُلَل مائتي حلة رواه أبو داود.

 

شيخنا أعزه الله بقيادة الأمة بدولة الخلافة الراشدة قريبا إن شاء الله، نرى هنا الاختلاف في دفع الدية زمن عمر بن الخطاب والذي أمر به، فهل يعتبر هذا إجماعا من الصحابة فيجب الأخذ بما أمر به عمر بن الخطاب؟ وهل يجوز الدفع اليوم الدية بالفضة (الورِق) مع الاختلاف الشاسع بين سعر الذهب والفضة، والتي قدر اليوم بما يقارب تسعين بالمائة، أي أن الدية بالذهب أكثر بعشر مرات من الدية بالفضة، وهنا يظهر الاختلاف والبون الشاسع بين الديتين، فأيهما يجب أن يقضي به القاضي اليوم؟

 

وجزاكم الله خيرا.

 

الجواب:

 

وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته،

 

الدية تكون من النعم وتكون من النقد، أما دية النعم من غير تغليظ، وهي مائة من الإبل، وتؤخذ في القتل الخطأ، وفي ما أُجري مجرى الخطأ. والدليل على ذلك ما رواه النسائي عن عَمْرِو بْنِ شُعَيْبٍ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ جَدِّهِ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ قَالَ: «مَنْ قُتِلَ خَطَأً فَدِيَتُهُ مِائَةٌ مِنَ الْإِبِلِ...».

 

وأما شبه العمد فقد روى النسائي عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو، عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: «قَتِيلُ الْخَطَإِ شِبْهِ الْعَمْدِ بِالسَّوْطِ أَوِ الْعَصَا، مِائَةٌ مِنَ الْإِبِلِ أَرْبَعُونَ مِنْهَا فِي بُطُونِهَا أَوْلَادُهَا». وكذلك هي دية القتل العمد إذا رضي أولياء المقتول بالدية بدل القصاص.

 

وأما دية النقد فهي على أهل الذهب ألف دينار، وعلى أهل الفضة اثنا عشر ألف درهم، روى النسائي عَنْ أَبِي بَكْرِ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ عَمْرِو بْنِ حَزْمٍ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ جَدِّهِ: "أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ كَتَبَ إِلَى أَهْلِ الْيَمَنِ كِتَابًا فِيهِ الْفَرَائِضُ وَالسُّنَنُ وَالدِّيَاتُ..." وجاء فيه: «...وَعَلَى أَهْلِ الذَّهَبِ أَلْفُ دِينَارٍ»، وروى أبو داود في سننه عَنْ عِكْرِمَةَ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، أَنَّ رَجُلًا مِنْ بَنِي عَدِيٍّ قُتِلَ، «فَجَعَلَ النَّبِيُّ ﷺ دِيَتَهُ اثْنَيْ عَشَرَ أَلْفًا».

 

والدينار الشرعي يساوي وزن [4,25] غراماً ذهباً، وهو وزن المثقال الشرعي. والدرهم الشرعي يساوي وزن [2,975] غراماً فضة. وعلى ذلك تكون دية القتيل من الذهب تساوي وزن [4250] غراماً ذهباً. ومن الفضة تساوي وزن [35700] غراماً فضة.

 

وتدفع بالنقود الورقية عن الألف دينار ذهباً مقدار ثمن [4250] غراماً من الذهب، وعن الاثني عشر ألف درهم من الفضة مقدار ثمن [35700] غراماً من الفضة.

 

ولكن النقد الورقي الحالي غير مغطى بذهب ولا بفضة، فهو لا يقع تحت أهل الذهب ولا تحت أهل الفضة.

 

وهو عُدَّ نقداً بالقياس لوجود علة مستنبطة من النص وهي (النقدية) كما هو موضح في بابه في كتاب الأموال وغيره من كتبنا.

 

وتقويم الدية بالذهب حسب الورق النقدي الحالي هو أكثر مقداراً من تقويم الدية بالفضة حسب الورق النقدي الحالي، واعتبار هذه الأوراق في الدِّيات يتوقف على الاجتهاد في المسألة، والذي أراه هو أنه لا بأس من تقويمها بالفضة في دية القتل الخطأ، لأن من نُسِبَ إليه القتلُ الخطأ لم يقترف إثماً، فالدية ليست لأنه ارتكب حراماً، بل الدية هنا لحكمة يعلمها الله، فأخف المقدارين في دفع دية الخطأ يناسب عدم ارتكاب القاتل حراماً. وأما في دية القتل العمد فأرى تقويمها بالذهب، لأنّ قاتل العمد قد ارتكب حراماً، فلا يناسبه التخفيف، بل أشدُّ المقدارين يناسبه.

 

وإني لأسأل الله سبحانه أن أكون وفقتُ في ذلك للصواب.

 

أخوكم عطاء بن خليل أبو الرشتة

 


05 من شعبان 1437هـ

الموافق 2016/05/12م  




==============================================


А посланник Аллаха ﷺ сказал: «Выкуп (дия) за убийство неверного приравнивается половине выкупа за убийство мусульманина». Ахмад 2/92, ат-Тирмизи 1413, ан-Насаи 8/4. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн аль-Джаруд, шейх Ибн аль-Къайим, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут.


 за убийство неверного по ошибке, у которого с мусульманами есть договор, шариат обязал совершившего это выплатой (дия) и искуплением (каффара). Всевышний Аллах сказал: «Если убитый принадлежал к народу, с которым у вас есть договор, то надлежит вручить его семье выкуп и освободить верующего раба. Кто не сможет совершить этого, тому надлежит поститься в течение двух месяцев непрерывно в качестве покаяния перед Аллахом. Аллах – Знающий, Мудрый» (ан-Ниса 4: 92).
А посланник Аллаха ﷺ сказал: «Выкуп (дия) за убийство неверного приравнивается половине выкупа за убийство мусульманина». Ахмад 2/92, ат-Тирмизи 1413, ан-Насаи 8/4. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн аль-Джаруд, шейх Ибн аль-Къайим, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут.
А выкуп за случайное убийство мусульманина приравнивается сотне верблюдов!
Что же касается выкупа за умышленное убийство неверного, находящегося в договоре с мусульманами, то оно такое же, как и за убийство мусульманина. Ибн ‘Умар рассказывал: “Однажды один мусульманин убил неверного, находящегося в договоре, и когда это дошло до ‘Усмана, ؓ, он не убил того мусульманина за это. Однако он поступил с ним сурово и взял с него искупление (дия), равное искуплению убийства мусульманина”. ад-Даракъутни 349, аль-Байхакъи 8/33. Имам Ибн Хазм и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Со слов Абу Бакрата сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Для того, кто убьет му’ахада в не дозволенное время, Аллах сделает Рай запретным». Абу Дауд 2760, ан-Насаи 4747. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6456.
Шейх-мухаддис Мухаммад ибн ‘Али ибн Адам аль-Атьюби, перечисляя пользы, извлекаемые из данного хадиса, сказал: “В нем также указание на величие Ислама и его высокое положение, поскольку он соблюдает права всех людей, даже если они не мусульмане, если у них есть договор с мусульманами. Ислам считает покушение на таких людей великим преступлением, поскольку мусульманин совершивший это преступление лишается Рая, который был ему уготован за его Ислам. Однако после того, как такой человек (убивший не по праву) преступил установленные границы самого Ислама и не почитал их, Аллах наказал его и запретил ему Рай”. См. “Шарх Сунан ан-Насаи” 36/48.
« Последнее редактирование: 06 Февраля 2017, 00:24:23 от Хамза »

Оффлайн Хамза

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4814
Re: Выкуп за убийство
« Ответ #1 : 24 Марта 2019, 21:49:54 »
Каков размер выкупа за убийство мусульманина?

Что касается размера выкупа (дия), о котором говорит Всевышний Аллах, то речь идёт о выплате сотни верблюдов семье убитого. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Выкупом за того, кто был убит по ошибке, является сотня верблюдов». Абу Дауд 4541, Ибн Маджах 2630. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
И в этом нет разногласия среди ученых. См. “аль-Мугъни” 9/80.
Следует отметить, что сотня верблюдов выплачивается в любом из трех вариантов убийств: умышленном; случайном убийстве; и по неосторожности, как вследствие умышленного нанесения вреда организму тем, что обычно не приводит к смерти, как удар рукой или небольшой палкой. Однако при каждом из случаев разнятся виды верблюдов.
Также можно выплатить компенсацию и деньгами. В хадисе сказано: «Если люди пожелают выплатить выкуп золотом, то они должны выплатить тысячу динаров». ан-Насаи 4853, аль-Хаким 1/552, Ибн Хиббан 14/501. Хадис признанный и достоверный. См. “ар-Рисаля” 422, “аль-Истизкар” 2/471, “ат-Тальхыс” 4/58.
Тысяча динаров во время Посланника ﷺ по нынешним меркам соответствует 4, 25 кг. золота.
Имам Абу Уалид аль-Баджи сказал: “Я считаю, что следует учитывать основное имущество людей того или иного города. Если большинством имущества жителей города является золото, то они из тех, кто выплачивает золотом. Если же большинством имущества жителей города является серебро, то они из тех, кто выплачивает серебром”. См. “Шарх аль-Мууатта” 4/199.

Каков размер выкупа за убийство неверного?

Что касается компенсации за неумышленное убийство неверного, находящегося в договоре с мусульманами, то она составляет пятьдесят верблюдов. Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Выкуп (дия) за убийство неверного приравнивается к половине выкупа за убийство мусульманина». Ахмад 2/92, ат-Тирмизи 1413, ан-Насаи 8/4. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн аль-Джаруд, шейх Ибн аль-Къайим, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут.
А что касается выкупа за умышленное убийство неверного, находящегося в договоре с мусульманами, то учёные высказывали разные мнения на этот счёт. Однако от праведного халифа – ‘Усмана ибн ‘Аффана (ؓ) передаётся, что компенсация за умышленное убийство неверного, находящегося в договоре, такая же, как и за убийство мусульманина – сотня верблюдов. Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) рассказывал: “Однажды один мусульманин убил неверного, находящегося в договоре, и когда это дошло до ‘Усмана, ؓ, он не повелел убить того мусульманина за это. Однако он поступил с ним сурово и взял с него искупление (дия), равное искуплению за убийство мусульманина”. ад-Даракъутни 349, аль-Байхакъи 8/33. Имам Ибн Хазм и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.

О том, что выплата компенсации за неумышленное убийство распределяется среди родных виновника

Если кто-то стал причиной смерти другого человека по ошибке или по неосторожности, то выплата компенсации не ограничивается только им, она возлагается и на родных по отцовской линии из числа совершеннолетних мужчин.
Со слов Хамаля ибн Набигъа (ؓ) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Компенсация распределяется среди родных по отцовской линии (аль-‘асаба), а за способствование выкидышу необходимо освободить раба или рабыню». ат-Табарани в “аль-Кабир” 3484, 3485. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4131.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Родственники, на которых распределяется выплата компенсации – это близкие по мужской линии (аль-‘асаба), независимо от того, входят они в число наследников или нет. Муж, брат по матери и дедушка по матери не относятся к числу родственников по мужской линии”. См. «Шарх аль-мумти’» 11/77.
Имам Ибн Къудама сказал: “Мы не знаем среди учёных разногласия в том, что компенсация за убийство по ошибке возлагается на семью виновника. Сказал Ибн аль-Мунзир: «Единогласны в этом вопросе все обладатели знания, от которых передали знание. И достоверно передаётся в сообщениях от Посланника Аллаха ﷺ, что выплату компенсации он возложил на родных». Смысл этого в том, что преступлений, совершаемых по ошибке много, а компенсация за сына Адама (человека) велика. И если обязывать этим только виновника из личного его имущества, то это навредит ему. Поэтому мудрость выражается в том, чтобы обязать этим всех членов семьи, сделав их равноправными в этом для оказания помощи и облегчения виновника, если он имеет оправдание (совершил преступление по ошибке). А что касается искупления (соблюдения двухмесячного поста), то этим обязан только сам виновник”. См. “аль-Мугъни” 12/21.
Учёные Постоянного комитета говорили: “Компенсация возлагается на родных лишь в том случае, если убийство было совершено случайно или по неосторожности. А что касается компенсации за умышленное убийство, то она не возлагается на родных, а ограничивается только преступником. Но если члены семьи пожелают добровольно выплатить вместе с ним компенсацию или оказать ему какую-то помощь, то нет в этом никаких проблем”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 21/238.
Если же у виновника случайного убийства нет родных, тогда компенсацию за него выплачивает правитель мусульман с государственной казны. См. “Шарх Сунан Ибн Маджах” 2/163.