Автор Тема: Договор Мурабаха  (Прочитано 3656 раз)

Оффлайн Хамза

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4802
Договор Мурабаха
« : 12 Апреля 2014, 21:06:13 »
Договор Мурабаха
Ответ на вопрос, о хукме договора Мурабаха. Адресован Абу Сухейль (Берлин).


ВОПРОС:
Ас–саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Наш шейх и амир Ата ибн Халиль Абу Рашта, у меня вопрос:


Каков хукм договора Мурабаха? Дозволен ли он, или он порочный (фасид) или недействительный (батыль)? Так произошло, что некоторые наши братья заключили такой договор, а через некоторое время узнали, что это не дозволено. Одна сторона, которая предоставила деньги, забрала всю сумму и еще половину, а теперь требует оставшуюся прибыль после того, как узнала, что договор не действителен.


Вопрос: какова суть этого договора с точки зрения «халял – харам»? Являются ли дозволенными эти деньги или же они запретны, и есть ли у него право требовать оставшуюся прибыль, после того, как он уже забрал свои вложения и еще часть прибыли, в то время как братья знают, что основой в поступках является знание закона Шариата?

Подскажите нам, да вознаградит вас Аллах добром!



ОТВЕТ:
Ва алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракятух!
То, что ты назвал договором Мурабаха, исходя из твоего вопроса, если это положение, когда хозяин денег предоставляет другой стороне сумму для торговли или другой деятельности, а вторая сторона предоставляет ему за это гарантированную прибыль, то это не дозволено в Исламе. Однако дозволенным является, чтобы хозяин предоставил сумму другой стороне для торговли, а прибыль, если она имеется, делится между ними в соответствии с обговоренными долями. А если прибыли нет, то ни одна из сторон не получает ничего. В случае если случился убыток, то это ложится на плечи хозяина денег, т.к. другая сторона потратила усилия. Т.е. не дозволено определять гарантированную прибыль для хозяина денег так, как мы упомянули выше.


В Исламе существует договор Мудараба.
Мудараба – это вид компании между деньгами и трудом, и это вид компании, на дозволенность которой указывают шариатские тексты. От Абу Хурайры передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Всевышний Аллах говорит: «Я являюсь третьим среди двоих компаньонов, пока один из них не придаст другого. Когда один из них предаёт товарища, Я выхожу из их круга» (Передал Абу Дауд). Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, также единодушно сошлись на дозволенности Мудараба. Например, Умар ؓ дал имущество сирот в качестве Мудараба, как это передано в «Мусоннаф» ибн Абу Шейба. Что же касается прибыли в Мудараба, то она распределяется в соответствии с договоренностью между сторонами. Однако убыток касается только денег. Передает Абдур-Раззак в книге «Аль-Джамиъ», что Али ؓ сказал следующее: «Прибыль распределяется в соответствии с договоренными условиями, а убыток падает на вложенный капитал».


Кстати, термин Мурабаха в шариате упоминается в купле-продаже, а не в трудовых договорах. Те же, кто использует термин Мурабаха в договоре между хозяином капитала и работником, то они используют его не верно, т.к. Мурабаха в арабском языке означает «приобретение прибыли». Например, говорят: «Продал товар прибыльно (с надбавкой) (мурабаха), или купил прибыльно».


В терминологии же Мурабаха – это предоставление продавцом товара на продажу по обошедшейся ему цене и известной надбавкой. И это торговля на доверии, т.к. опирается на доверие продавцу в оповещении стоимости товара для него.


И это дозволено по шариату, т.к. это покупка с надбавкой в цене, по которой купил продавец. И если продавец сказал: «Я продал тебе этот товар с такой-то надбавкой на цену, по которой купил», и осведомит покупателя об этой цене и покупатель примет, то это дозволено, т.к. эта торговля известна (ясна).

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу Рашта

بسم الله الرحمن الرحيم

(سلسلة أجوبة الشيخ العالم عطاء بن خليل أبو الرشتة أمير حزب التحرير على أسئلة رواد صفحته على الفيسبوك)
جواب سؤال عن حكم عقد المرابحة
إلى  Muhamad Abdallah

السؤال:

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته،

شيخنا وأميرنا عطاء بن خليل أبو الرشتة، عندي سؤال يقول: ما هو حكم عقد المرابحة؛ هل هو جائز أم فاسد أم باطل؟ لقد حصل أن إخوة لنا اتفقوا على عقد المرابحة، وبعد فترة زمنية علموا أنه لا يصح. الطرف الأول الذي دفع رأس المال أخذ مثله ونصف، والآن يطالب ببقية الأرباح بعد علمه بأن العقد غير جائز.

السؤال: ما هي طبيعة العقد من حيث الحل والحرمة، هل المال الذي أخذه حلال أم حرام، وهل يحق له أن يطالب ببقية الأرباح بعد أن أخذ رأس ماله وزيادة، مع أن الإخوة يعلمون أن الأصل في الأفعال التقيد بالحكم الشرعي؟

أفيدونا، وجزاك الله كل خير. أبو سهيل - برلين.

الجواب:

وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته،
ما سميته عقد المرابحة وفق ما جاء في سؤالك من أن صاحب المال يدفعه لطرف آخر يتاجر به أو يتعامل به... ويعطيه ربحاً مضموناً، فإن هذا لا يجوز في الإسلام. إن الذي يجوز هو أن يدفع صاحب المال ماله لآخر يتاجر فيه ويتفقان على نسبة من الربح يتقاضاها الطرفان إذا كان هناك ربح، وإن لم يكن ربح فلا شيء لأي منهما، وإن كانت هناك خسارة فيتحملها صاحب المال لأن الطرف الآخر الذي يبذل الجهد ويتاجر يكون قد خسر جهده، أي لا يحدد ربح مضمون لصاحب المال، بل كما قلنا آنفاً.
وهذا هو ما يسمى في الإسلام المضاربة.
والمضاربة نوع من أنواع الشركة لأنّها شركة بَدَنٍ ومال، والشركة من المعاملات التي نص الشرع على جوازها، فعن أبي هريرة قال: قال صلى الله عليه وسلم: «إن الله يقول: أنا ثالث الشريكين، ما لم يخن أحدهما صاحبه، فإذا خانه خرجتُ من بينهما» رواه أبو داود. وأجمع الصحابة رضوان الله عليهم على جواز المضاربة. وقد دفع عمر مال يتيم مضاربة كما ورد في مصنف ابن أبي شيبة. وأما الربح في المضاربة، فهو حسب ما اشترط العاقدان. وأما الخسارة فهي على المال، فقد أخرج عبد الرزاق الصنعاني في مصنفه عَنْ عَلِيٍّ فِي الْمُضَارَبَةِ: «الْوَضِيعَةُ عَلَى الْمَالِ، وَالرِّبْحُ عَلَى مَا اصْطَلَحُوا عَلَيْهِ» والوضيعة تعني الخسارة.
وللعلم فإن مصطلح المرابحة في الشرع ورد في البيع والشراء، وليس في عقود العمل، والذين يستعملون المرابحة في عقود العمل بين صاحب المال والمضارب فهم يستعملونها في غير مكانها الشرعي، وذلك لأن المرابحة هي في اللغة تعني تحقيق الرّبح، يقال: بعت المتاع مرابحةً، أو اشتريته مرابحةً.
وفي الاصطلاح: هي أن يعرض البائع سلعته للبيع بقدر كلفتها عليه وربحٍ معلوم، وهي من بيوع الأمانات لأنها تعتمد على أمانة البائع في الإخبار عن تكلفة السلعة عليه.
وهي جائزة شرعاً لأنها شراء بربح على السعر الذي اشتراه به البائع، فإذا قال البائع أبيعك هذه السلعة بربح كذا على السعر الذي اشتريتها به، ويُعلم المشتري بهذا السعر، وقبل المشتري، فهذا جائز لأنه بيع معلوم.

أخوكم عطاء بن خليل أبو الرشتة

رابط الجواب من صفحة الأمير على الفيسبوك

19 من رجب 1434
       
http://www.hizb-ut-tahrir.org/index.php/AR/tshow/1721/

Оффлайн Хамза

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4802
Re: Договор Мурабаха
« Ответ #1 : 12 Апреля 2014, 21:19:00 »
Операции, проводимые Исламскими банками.

Постановление шариата относительно операций, проводимых Исламскими банками, в частности по вопросу купли-продажи «аль-Мурабаха» (в рассрочку)


ВОПРОС:
От Хасана аль-Тарда:
Ассалам Алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!
Уважаемый шейх! Прошу вас пояснить мне постановление шариата относительно операций, проводимых Исламскими банками, в частности, по вопросу купли-продажи. Например, покупка автомобиля или жилья посредством Исламского банка. Я знаю, что это запрещено (харам). Однако когда я советую человеку не заниматься этим, то не могу объяснить ему этот вопрос детально. Мне хотелось вам привести из нашей реальности пример на то, что люди сравнивают с Исламским банком в методе взаимодействия. В нашей стране есть строительные компании, с которыми заключается договор на строительство жилого дома в рассрочку. При договоре они согласовывают с вами все виды материалов, как марка арматуры, цемента и других материалов. При этом ничего из этого не находится в реальной собственности. Взамен этого компания берет относительное процентное соотношение в покупаемых вещах (например, 15%). Существует ли разница между первой (банковской) и другой (строительной) операцией?



ОТВЕТ:
Ва Алейкум Ассалам ва рахматуллахи ва баракатух!
1 – Операция Исламского банка, именуемая, как купля-продажа «аль-Мурабаха», является одной из операций, находящихся в противоречии с шариатом по ряду следующих причин:


Во-первых: Договор купли-продажи заключается с покупателем до того, как банк купил товар, например, автомобиль или холодильник. Посланник Аллаха ﷺ запретил продавать то, чего не имеешь в фактической собственности. От Хакима ибн Хизам сообщается, что он спросил: «О, Посланник Аллаха ﷺ! К нам приходит человек, просить продать ему то, чего нет у меня для продажи. Затем продаю ему то, что есть на рынке». В ответ на это Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не продавай то, чего нет у тебя» (Сообщил Ахмад). В этом хадисе видно, как продавец спросил у Посланника Аллаха ﷺ о покупателе, который пришел к нему, чтобы купить у него товар, которого нет в наличии у продавца. Однако продавец договаривается с ним, идет на рынок, покупает этот товар, затем продает ему. Посланник Аллаха ﷺ запретил ему продавать товар, которого нет у него в наличии. Следовательно, для продажи необходимо наличие товара во владении покупателя, который представляет его покупатель, который по желанию может купить, а при отсутствии желания отказаться от покупки.


Для более ясного пояснения постараемся воспроизвести случай. Человек идет в банк для получения денежного кредита. Банк спрашивает его о том, зачем ему нужен кредит или деньги. Человек объясняет, что хочет купить автомобиль или холодильник. Банк заключает с этим человеком договор о том, что купит ему холодильник или автомобиль и продаст ему в рассрочку за оговоренную цену. Таким образом, договор становится обязательным до того, как банк приобрел этот товар. Затем банк покупает этот товар для этого человека. В данном случае, человек не может купить этот товар у банка, поскольку договор с банком был заключен до того, как товар стал фактической собственностью банка. Следовательно, договор купли-продажи был заключен с банком до того, как банк стал фактическим собственником товара.


Здесь нельзя сказать, что банк продал товар покупателю после того, как банк купил его (этот товар). Поскольку договор банка с покупателем был заключен в обязательной форме до того, как банк купил товар. Подтверждением тому служит то, что покупатель не имеет право отказаться от покупки товара после того, как банк купил для него товар. Поскольку договор был заключен в обязательной форме еще до того, как банк купил этот товар.


Если бы банк имел склад автомобилей или холодильников, которые он предложил покупателю, а он, в свою очередь, при желании может купить, а при отсутствии желания – отказаться, как это характерно любому продавцу, то, в таком случае, купля-продажа будет действительной, как единовременной оплатой, так и в рассрочку.


Во-вторых: В случае задержки уплаты платежа (ежемесячного, или годового, или другого) со стороны покупателя запрещается увеличивать сумму долга покупателя. Поскольку это – ростовщичество путем роста кредита (в шариате называется «риба ан-насиа»). Подобное практиковалось во времена невежества (джахилии), когда наступал срок погашения долга, а должник оказывался не в силах погасить, этот срок погашения долга откладывался, а сумма задолженности возрастала. Ислам пришел и окончательно запретил это, предоставив отсрочку должнику, оказавшему не в силах погасить свой долг, без всякого увеличения суммы задолженности. Всевышний Аллах говорит:


وَإِنْ كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَى مَيْسَرَةٍ وَأَنْ تَصَدَّقُوا خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ
«Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!» (02:280).


Поэтому нельзя проводить с банком операции в вышеупомянутом виде.
2 – Что касается упомянутых тобой контрактов, то это совсем иное дело. Там нет договора купли дома, который не находится во владении подрядчика. Суть твоего вопроса заключается в том, что владелец земли заключает с подрядчиком договор аренды на строительство дома согласно обговоренным характеристикам. Это взамен платы, которую дает владелец жилья подрядчику по очереди в соответствии с выполненной работой. Это не купля виртуального дома, который не находится ни в чьем владении. Если же реальность такова, что это продажа еще несуществующей (недостроенной) квартиры, и подрядчик не получил её в собственность правильным путем, то данная продажа будет недействительной.


Ваш брат Ату Ибн Халиль Абу ар-Рашта
24 Раджаб 1434 г.х.
03.06.2013 г.


بسم الله الرحمن الرحيم

(سلسلة أجوبة الشيخ العالم عطاء بن خليل أبو الرشتة أمير حزب التحرير على أسئلة رواد صفحته على الفيسبوك)
جواب سؤال: حكم التعامل مع البنوك الإسلامية وخصوصا في مسألة بيع المرابحة
إلى  Hasan S. Al-Tarda

السؤال:

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته...

شيخنا الفاضل أرجو من حضرتك أن تبين لي ما حكم التعامل مع البنوك الإسلامية وخصوصا في مسألة بيع المرابحة.. كشراء السيارة أو البيت عن طريق البنك الإسلامي؟ أنا أعرف أنه حرام ولكنني عندما أنصح شخصا بذلك لا أستطيع أن اشرح له الموضوع بتفاصيله... وأود أن أضرب لك مثالا على أمر من واقعنا يشبهونه الناس بالبنك الإسلامي في طريق التعامل.. فهناك في بلدتنا شركات تعمير تقوم بالاتفاق معها على بناء بيت كامل بالتقسيط (الشيكات) وهم يتفقون لك مع الحداد والنجار والإسمنت... الخ وهو غير مملوك لهم.. مقابل نسبة معينة على المشتريات (مثلا 15%).. فهل هناك فرق بين هذا التعامل وذاك؟؟

الجواب:

وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته

1- معاملة البنوك الإسلامية التي تسمى بيع المرابحة هي معاملات مخالفة للشرع، وذلك من وجوه أبرزها:

الأول: أنه يُجري عقد البيع مع المشتري قبل أن يشتري البنك السيارة أو الثلاجة... والرسول صلى الله عليه وسلم نهى عن بيع ما لا تملك، فعَنْ حَكِيمِ بْنِ حِزَامٍ، قَالَ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، يَأْتِينِي الرَّجُلُ يَسْأَلُنِي الْبَيْعَ، لَيْسَ عِنْدِي مَا أَبِيعُهُ، ثُمَّ أَبِيعُهُ مِنَ السُّوقِ فَقَالَ: «لَا تَبِعْ مَا لَيْسَ عِنْدَكَ» رواه أحمد. فهذا سأل الرسول صلى الله عليه وسلم عن المشتري الذي يأتيه ليشتري بضاعة منه لا تكون عنده، فيذهب إلى السوق ويشتريها ثم يبيعها له، فنهاه الرسول صلى الله عليه وسلم عن ذلك إلا أن تكون البضاعة عنده ثم يعرضها على المشتري إن شاء اشتراها وإن شاء لم يشترها.

ولتوضيح ذلك نقول: إن الشخص الذي يذهب للبنك يطلب قرضاً مالياً... يسأله البنك لماذا تريد القرض أو النقود، يقول الشخص لأشتري ثلاجة أو سيارة أو غسالة... فيُجري البنك اتفاقاً مع الشخص أنه سيشتري له الثلاجة ويبيعها له بالتقسيط بسعر كذا، ويصبح اتفاقاً ملزماً قبل أن يشتري البنك الثلاجة، ثم يذهب البنك ويشتري الثلاجة للشخص، ولا يستطيع الشخص أن لا يشتري الثلاجة من البنك، لأن الاتفاق مع البنك تم قبل أن تصبح الثلاجة ملكاً للبنك، فالعقد قد تم قبل أن يملك البنك الثلاجة.

ولا يقال إن البنك يبيعها للمشتري بعد أن يكون البنك قد اشتراها، لا يقال ذلك لأن اتفاق البنك مع المشتري قد تم على وجه الإلزام قبل أن يشتري البنك البضاعة بدلالة أن المشتري لا يستطيع أن يرفض شراءها بعد أن يشتريها البنك له، فالعقد قد تم بشكل ملزم قبل أن يشتريها البنك.

ولو كان البنك عنده مخزن فيه ثلاجات ويعرضها على الشخص، فإن شاء اشترى وإن شاء لم يشتر، كأي بائع ثلاجات آخر، فعندها يصح البيع نقداً وبالتقسيط.
الثاني: لا يجوز إذا تأخر المشتري في دفع قسط من الأقساط أن يُزاد الدَّين على المشتري لأن هذا ربا وهو ما يسمى ربا النسيئة، وكان معمولاً به في الجاهلية، فكان إذا حلَّ أجل سداد الدين، ولم يقدر المدين على السداد أُجل الموعد وزيد الدين، وقد جاء الإسلام فحرمه تحريماً نهائياً، وأمهل المدين المعسر دون زيادة في الدين (( وَإِنْ كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَى مَيْسَرَةٍ وَأَنْ تَصَدَّقُوا خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ )).

ولذلك فلا تجوز المعاملة مع البنك وفق المذكور أعلاه.

2- أما ما ذكرته عن المقاولات فالأمر مختلف... فليس هناك عقد شراء لبيت غير مملوك للمقاول، بل إن المسألة أن صاحب الأرض يتفق مع المقاول عقد إجارة لبناء البيت حسب المواصفات فهو مقابل أجرة يعطيها صاحب البيت إلى المقاول على دفعات حسب إنجاز العمل، وليس عقد شراء لبيت في الهواء ليس مملوكاً لأحد، وأما إن كان واقعه أنه بيع لشقة لم تُبن بعد، ولم تُملك للمقاول ملكيةً صحيحة، فالبيع لا يصح.

أخوكم عطاء بن خليل أبو الرشتة

رابط الجواب من صفحة الأمير على الفيسبوك

24 رجب الفرد 1434هـ
        
03/06/2013م
        
http://www.hizb-ut-tahrir.org/index.php/AR/tshow/1733/