Автор Тема: 'Идда  (Прочитано 3855 раз)

Оффлайн Хамза

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4814
'Идда
« : 17 Ноября 2013, 20:24:38 »
Есть ли у идды иллят?

Вопрос: К примеру, после развода и проведенного УЗИ женщина узнает, что у нее не будет ребенка, может ли она выходить замуж, не ожидая трех месяцев?

Ответ: Нет, иллята для идды не существует, и беременность не является иллятом. В связи с этим говорить, что если женщина не беременна на основе медицинского осмотра, ей можно вступать в брак без идды, будет не неправильно, и это противоречит шариату.

Если женщина получила развод, то ей нельзя вступать в брак до окончания идды, даже если медицина докажет, что она не беременна. Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُوا الْعِدَّةَ
«О пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку» (65:1)

Выражение «ведите счет этому сроку» означает: уточните срок и держите его. Об этом также подробно говорится в другом аяте Корана:

والمطلقات يتربصن بأنفسهن ثلاثة قروء

«Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций» (2:228)

И говорит Аллах:

وَاللَّائِي يَئِسْنَ مِنَ الْمَحِيضِ مِنْ نِسَائِكُمْ إِنِ ارْتَبْتُمْ فَعِدَّتُهُنَّ ثَلَاثَةُ أَشْهُرٍ وَاللَّائِي لَمْ يَحِضْنَ
«Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций (65:4)

Выражение «يَئِسْنَ مِنَ الْمَحِيضِ» означает пожилые женщины или молодые женщины, у которых нет месячных, а под выражением «ارتبتم» имеется ввиду сомнение в том, идут ли месячные или нет. У старых женщин, или у тех женщин, кто сомневается, видела ли она кровь месячных или нет, из-за старости, иддой является 3 календарных месяца (90 дней) вместо 3-х месячных. Выражение «واللائي لم يحضن» означает: те, кто не достиг совершеннолетия, ее идда также будет 3 месяца.

Из аятов становится ясным:
а) что ваджибом является уточнить сроки идды, и соблюдать ее, чтобы женщина могла вступать в брак;
б) что для старой или молодой женщины, у которых нет месячных, идда будет длиться три календарных месяца.

Таким образом, если женщина получила развод, то ее иддой будет являться срок в три месячных, в случае если они имеют место, и три календарных месяца, если их нет. Медицинское свидетельство о том, что женщина не беременна, не имеет ни какого шариатского значения. Соблюдать идду имеет большое значение в Исламе, так как это является ваджибом.

Оффлайн Хамза

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4814
Re: 'Идда, если не было интимной связи
« Ответ #1 : 08 Апреля 2016, 19:48:45 »
Ханбалитский имам Аль-Хаджауи сказал: «Идда (выжидание срока) обязательна в отношении каждой женщины, расставшейся с мужем, если имело место уединение с ним добровольно, и чтобы он знал о её присутствии и был способен на совокупление, даже если что-то этому препятствовало в них обоих или же в одном из них, будь то причина физиологическая или же шариатская; или же если имело место совокупление с ней; или же если он умер, оставив ее»

Шейх Ибн Усаймин комментируя его слова, сказал:
"Его слова «Идда (выжидание срока) обязательна в отношении каждой женщины, расставшейся с мужем». Под «женщиной» здесь не имеется в виду, что является условием быть взрослой, однако любая особь женского пола расставшаяся с мужем.
Его слова «расставшейся» и он не сказал "разведенная" для того, чтобы включить все виды разлуки, будь то связанные с его смертью или нет, как например расторжение брака по причине изъяна или же нарушения условия, или же его неспособности обеспечивать её, по мнению тех, кто считает это причиной, и тому подобного. Как упомянул Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, в «Бадаиъ аль-фауаид», что расторжение никаха имеет 20 видов, и все они названы разлукой. Однако суть в том, что это относится к каждой женщине разлучившейся с мужем по причине смерти или другой причине. Причины не связанные со смертью – это либо развод, либо расторжение брака.
Его слова «уединившейся» то есть от тех, кто может осознавать происходящее (не малый ребенок, не спящий, не умалишенный и т.п.), то есть он и она находились в таком месте, где не было никого, кроме них, который был бы в состоянии осознанно различать происходящее.
Его слова «добровольно» - это он (автор) сделал условием факта свершения уединения, и если ее принудят к уединению, то нет идды (срока выжидания) даже если было уединение. Однако это несостоятельно, потому как если мужчина (муж) уединился с женой, то возможность к совокуплению имеется, добровольно она уединилась или же нет. Поэтому данное условие является несостоятельным, слабым, потому как если он уединился с ней даже против ее воли, то вероятность совокупления уже имеется.
Его слова «чтобы он знал о её присутствии», то есть, чтобы он уединился с ней и при этом знал, что находится в одном месте с ней. И если он не знал об этом, как если будет слепым или же если его заведут в темную комнату без света (так что он так и не узнает о её присутствии), то нет идды (срока выжидания), потому как не присутствует в этом случае вероятность совокупления.
его слова «и был способен на совокупление», то есть чтобы он был физически способен совокупиться. И если произошло уединение, тогда как он был связан цепями, то данное уединение не имеет значения.
Его слова «даже если что-то этому препятствовало» местоимение возвращается к совокуплению, то есть даже если что-то препятствует совокуплению.
Его слова «в них обоих», то есть, если в них обоих будет присутствовать то, что препятствует совокуплению. Например, если он будет евнухом, а у неё синехия половых губ. В данном случае препятствие к совокуплению присутствует в них обоих. Евнух – тот у кого нет члена, чтобы он мог совокупляться, а синехия делает невозможным проникновение в неё полового члена.
Его слова «или же в одном из них», то есть, когда препятствие присутствует в одном из них, как если он будет евнухом, а она будет здоровой, или же если у нее синехия, а он здоров.
его слова «будь то физическая причина или же шариатская», то есть, если у одного из них будет физическая (физиологическая) причина или же шариатская причина препятствующая совокуплению. Физиологическую причину мы уже разобрали, а что касается шариатской причины, как если кто то из них или же они оба будут держать обязательный пост. Поистине, тот кто постится обязательный пост, то ему запрещено совокупляться. И подобно этому, если он уединится с ней, тогда как будет в состоянии ихрама или же она будет в с состоянии ихрама. То поистине идда (срок выжидания) вступает в силу, несмотря на наличие шариатской причины препятствующей совокуплению.
Его слова «или же если имело место совокупление с ней» то есть, если уединился с ней или же если совокупился с ней. То есть, если он совокупился с женой даже если не уединялся при этом, то идда становится обязательной. Как возможно совокупление без уединения? К примеру это может случится если десятилетний ребенок, который различает, находился с ними в комнате и он совокупился с женой, то нет здесь уединения.
Его слова «или же если он умер, оставив её», то есть, если он умер, то она обязана выжидать идду женщины, у которой умер муж, даже если между ними не было уединения и даже если они не совокуплялись, потому как смерть супруга обязывает к выжиданию идды в любом случае". (См. "Шарх мумтиъ" 13/322)
« Последнее редактирование: 08 Апреля 2016, 19:54:53 от Хамза »

Оффлайн schahada

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5960
Re: 'Идда
« Ответ #2 : 26 Июля 2020, 16:42:53 »
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

Ответ на вопрос

от Малика Салима и Абу Бакра аль-Фукаха

Идда засватанной вдовы

Первый вопрос:

Дорогой шейх! Если позволите, я бы хотел Вас спросить: есть ли идда у вдовы, которую хотят засватать? Получает ли тот, кто засватал вдову, долю от наследства её покойного мужа? Пусть Аллах воздаст Вам благом!

Второй вопрос:

Пусть Аллах воздаст Вам благом, дорогой шейх! Идда должна соблюдаться из-за того, что была близость, или из-за того, что был заключён договор о браке? Причина этого вопроса заключается в том, что при разводе (таляк) имеется ряд положений, где учитывается, была ли близость между супругами или нет.


Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух.

Оба вопроса схожи между собой, поэтому, с дозволения Аллаха, мы совместим их в своём ответе.

1) Если под засватанной женщиной подразумевается та, к которой посватался мужчина, и с её стороны было дано согласие на брак, но сам договор о браке ещё не был заключён, то такая женщина по Шариату не считается его женой. Другими словам, засватанная женщина остаётся ему чужой, поэтому они не могут уединяться (совершать хальву) и она не может открывать перед ним свой аурат. Также помолвка никак не связана с вопросами об идде, махре, наследстве и т.д.

2) Если под засватанной подразумевается женщина, с которой был заключён законный шариатский брак, то она будет считаться женой того, кто посватался к ней. А значит, отсюда вытекают все последующие положения. Некоторые из них мы разъясним ниже.

3) Женщина, муж которой умер до того, как у них произошла близость, будет считаться вдовой, а значит, должна соблюдать идду, срок которой составляет четыре месяца и десять дней. Всевышний сказал:

وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَاجًا يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَعَشْرًا

«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жён, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней» (2:234).

Приводит ат-Тирмизи и другие:

عَنِ ابْنِ مَسْعُودٍ أَنَّهُ سُئِلَ عَنْ رَجُلٍ تَزَوَّجَ امْرَأَةً وَلَمْ يَفْرِضْ لَهَا صَدَاقًا وَلَمْ يَدْخُلْ بِهَا حَتَّى مَاتَ فَقَالَ ابْنُ مَسْعُودٍ لَهَا مِثْلُ صَدَاقِ نِسَائِهَا لَا وَكْسَ وَلَا شَطَطَ وَعَلَيْهَا الْعِدَّةُ وَلَهَا الْمِيرَاثُ فَقَامَ مَعْقِلُ بْنُ سِنَانٍ الْأَشْجَعِيُّ فَقَالَ قَضَى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي بِرْوَعَ بِنْتِ وَاشِقٍ امْرَأَةٍ مِنَّا مِثْلَ الَّذِي قَضَيْتَ فَفَرِحَ بِهَا ابْنُ مَسْعُودٍ

«Как-то Ибн Масъуда спросили о женщине, вышедшей замуж за мужчину, который умер до того, как они определили махр и уединились для близости, на что он сказал: «Ей причитается махр таких же женщин, как она, исключая недооценку и переоценку. Она же обязана соблюдать идду и она имеет право на его наследство» . Тогда Маакиль ибн Синан аль-Ашджаи поднялся на ноги и сказал: «То же самое сказал Посланник Аллаха ﷺ в отношении женщины из нашего рода под именем Бирва бинт Вашик» . Ибн Масъуд ﷺ очень обрадовался этому» . Ат-Тирмизи сказал: «Хадис Ибн Масъуда является хасан, сахих хадисом» .

Овдовевшая жена получает наследство, даже если между ней и её мужем не было близости. На это указывают слова Всевышний:

وَلَكُمْ نِصْفُ مَا تَرَكَ أَزْوَاجُكُمْ إِن لَّمْ يَكُن لَّهُنَّ وَلَدٌ ۚ فَإِن كَانَ لَهُنَّ وَلَدٌ فَلَكُمُ الرُّبُعُ مِمَّا تَرَكْنَ ۚ مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِينَ بِهَا أَوْ دَيْنٍ ۚ وَلَهُنَّ الرُّبُعُ مِمَّا تَرَكْتُمْ إِن لَّمْ يَكُن لَّكُمْ وَلَدٌ ۚ فَإِن كَانَ لَكُمْ وَلَدٌ فَلَهُنَّ الثُّمُنُ مِمَّا تَرَكْتُم ۚ مِّن بَعْدِ وَصِيَّةٍ تُوصُونَ بِهَا أَوْ دَيْنٍ

«Вам принадлежит половина того, что оставили ваши жёны, если у них нет ребёнка. Но если у них есть ребёнок, то вам принадлежит четверть того, что они оставили. [Таков расчёт] после вычета по завещанию, которое они завещали, или выплаты долга. Им принадлежит четверть того, что вы оставили, если у вас нет ребёнка. Но если у вас есть ребёнок, то им принадлежит одна восьмая того, что вы оставили. [Таков расчёт] после вычета по завещанию, которое вы завещали, или выплаты долга» (4:12).

И хадис Ибн Масъуда приведённый выше.

4) Законы, связанные с женщиной, которую развёл муж до их близости, отличаются от законов женщины, у которой умер муж. Разведённая женщина, у которой до развода не было близости с мужем, не должна соблюдать идду. На это указывают следующие слова Всевышнего:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نَكَحْتُمُ الْمُؤْمِنَاتِ ثُمَّ طَلَّقْتُمُوهُنَّ مِن قَبْلِ أَن تَمَسُّوهُنَّ فَمَا لَكُمْ عَلَيْهِنَّ مِنْ عِدَّةٍ تَعْتَدُّونَهَا ۖ فَمَتِّعُوهُنَّ وَسَرِّحُوهُنَّ سَرَاحًا جَمِيلًا

«О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать идду. Одарите их и отпустите их красиво» (33:49).

Но есть другая ситуация, когда до развода муж и жена уединились, но при этом у них не было близости. Относительно такого положения факихи сказали, что она должна соблюдать идду:

— В книге «Аль-Мугни» (9/81) Ибн Кудамы аль-Макдиси говорится:

مسألة : قال رحمه الله تعالى : وإذا طلق الرجل زوجته وقد خلا بها فعدتها ثلاث حيض غير الحيضة التي طلقها فيها

«Сказал (Абдуль-Касим Амр аль-Хараки), да помилует его Аллах: «Если мужчина разведёт свою жену, но до развода они оставались наедине, то она должна соблюдать идду, срок которой будет составлять три периода менструации, при этом не учитывается тот период менструации, в котором она получила развод».

في هذه المسألة ثلاثة فصول :
الفصل الأول : ان العدة تجب على كل من خلا بها زوجها وإن لم يمسها ولا خلاف بين أهل العلم في وجوبها على المطلقة بعد المسيس فأما إن خلا بها ولم يصبها ثم طلقها فإن مذهب أحمد وجوب العدة عليها وروي ذلك عن الخلفاء الراشدين وزيد وابن عمر وبه قال عروة وعلي بن الحسين و عطاء و الزهري و الثوري و الأوزاعي و إسحاق وأصحاب الرأي و الشافعي في قديم قوليه

В этом вопросе есть три аспекта: 1) Идда будет обязательна каждой женщине, которая уединялась с мужем, даже если между ними не было близости. Что касается развода после того, как была близость между супругами, то среди факихов нет разногласия в том, что жена должна соблюдать идду. В мазхабе Ахмада идда является обязательной для той женщины, которая уединялась с мужем, даже если между ними не было близости. Это приводится от праведных халифов, Зайда, Ибн Умара, Урвы, Али ибн аль-Хусайна, Аты, аз-Зухри, ас-Саури, аль-Аузаи, Исхака, Асхаб ар-рай (сторонников независимого суждения), Шафии (в его старом мазхабе имеются два мнения).

 وقال الشافعي في الجديد : لا عدة عليها لقوله تعالى : { يا أيها الذين آمنوا إذا نكحتم المؤمنات ثم طلقتموهن من قبل أن تمسوهن فما لكم عليهن من عدة تعتدونها } وهذا نص ولأنها مطلقة لم تمس فأشبهت من لم يخل بها

В новом мазхабе Шафии считает, что у такой женщины нет идды, поскольку Аллах сказал:«О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать идду» (33:49). В тексте говорится о той женщине, которая была разведена, и у неё не было близости с мужем; такая женщина похожа на ту, с которой развелись, но у неё не было уединения с мужем.

ولنا إجماع الصحابة روى الإمام أحمد و الأثرم بإسنادهما عن زرارة بن أوفى قال : قضى الخلفاء الراشدون أن من أرخى سترا أو أغلق بابا فقد وجب المهر ووجبت العدة ورواه الأثرم أيضا عن الأحنف عن عمر وعلي وعن سعيد بن المسيب عن عمر وزيد بن ثابت

Наше мнение опирается на Иджма ус-сахаба, которое приводит Имам Ахмад и аль-Асрам от Зувара ибн Ауфа: «Праведные халифы повелевали выплачивать махр и соблюдать идду, когда опускалась штора или закрывалась дверь. Аль-Асрам также передаёт это от аль-Ахнафа, от Умара и Али, от Саида ибн аль-Мусайиба, от Умара и Зайда ибн Сабита» (конец цитаты).

Подводя итоги: если женщина была разведена до того, как у неё с мужем была близость, то она не должна соблюдать идду, если только они не уединялись с мужем. Имеется в виду, что они не находились в одной комнате за закрытой дверью. Если же они были в одной комнате, и дверь при этом была закрыта, то разведённая женщина должна соблюдать идду — таково мнение И мама Ахмада.

Я надеюсь, что этого ответа будет достаточно. Всё же, Аллах знает лучше!

16 Зуль-каъда 1441 г.х.

07.07.2020 г.
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.