Автор Тема: Взгляд на аурат невесты  (Прочитано 2222 раз)

Оффлайн Хамза

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4813
Взгляд на аурат невесты
« : 17 Ноября 2013, 19:58:50 »
 Когда Мугира ибн Шуъба засватал девушку, Пророк (мир ему и благословение) сказал:

انْظُرْ إِلَيْهَا فَإِنَّهُ أَحْرَى أَنْ يُؤْدَمَ بَيْنَكُمَا

«Посмотри на нее. Так будет больше вероятность, что между вами будет взаимное расположение и согласие» (ат-Тирмизи, № 1087).

Необходимые условия такого взгляда
1. Смотреть только на лицо и кисти рук после намерения на женитьбу.

2. Присутствие её махрама, поскольку нельзя с ней уединяться.

3. Смотреть можно при необходимости лишь три раза.

4. Нельзя смотреть на неё после обоюдного согласия на женитьбу.

5. Можно беседовать невесте и жениху в присутствии махрама.

6. Нельзя невесте и жениху пожимать руки при встрече, поскольку они – посторонние люди друг другу до заключения брака по Шариату.




==========================================


Рарешается ли смотреть на аурат невесты?
...
Второй вопрос:

Один мусульманин пожелал засватать девушку. В связи с чем он спрашивает, может ли он попросить её открыть некоторые места аурата. Как, например, волосы, голень и т.п. Может ли девушка ответить на его просьбу? Вопросы возникли из-за того, что есть мнение о дозволенности этого тому, кто сватается к девушке, якобы он может взглянуть не только на её лицо и кисти рук, но и на другие части тела.

Ответ:

Если человек пожелал засватать девушку или женщину, то он может смотреть на неё, а также, если сможет, ему дозволено увидеть больше, нежели просто лицо и кисти рук, и это не будет для него харамом. Но при условии, что она не будет знать об этом. Ведь в хадисе от Джабира ибн Абдуллаха приводится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا خَطَبَ أَحَدُكُمُ الْمَرْأَةَ فَإِنِ اسْتَطَاعَ أَنْ يَنْظُرَ إِلَى مَا يَدْعُوهُ إِلَى نِكَاحِهَا فَلْيَفْعَلْ

«Если кто-то из вас сватается к женщине, и если у него появится возможность посмотреть на то, что побудит его жениться на ней, пусть так и сделает» (ат-Тирмизи, Ибн Хаджар сказал, что хадис хасан (хороший)).

Также этот хадис вывел аль-Хаким, упомянув, что он соответствует условиям Муслима.

Джабир ибн Абдуллах продолжил: «И я посватался к одной женщины и тайком смог увидеть у неё то, что побудило меня к женитьбе на ней, после чего я заключил с ней брак» .

Выражение «и если у него появится возможность посмотреть» указывает на то, что увиденные части тела не являются мубахом для обычного взгляда, т.е. это не просто лицо и кисти рук, а это — части аурата. Ведь лицо и кисти рук видны всем, а не только тому, кто сватается. Более того, когда речь идёт о мубахе, не говорят «и если будет у него возможность» . Поэтому и слова Джабира «и тайком от неё» указывают на то, что увиденные части тела женщины относятся к аурату.

В то же время слова Посланника ﷺ «и если будет у него возможность» и комментарий сподвижника «и тайком от неё» указывают на большее, нежели просто лицо и кисти рук. Но повторюсь, при условии, что женщина не знает об этом.

Что касается положения, когда женщина даёт согласие на открытие части аурата, или её валий даёт на это согласие, — в любом из этих положений сватающемуся запрещено видеть больше, чем лицо и кисти рук. Причина этого заключается в том, что шариатские тексты полностью запрещают показывать свой аурат чужим мужчинам, и в них нет оговорки, что это дозволено тем, кто сватается. Например, слова Всевышнего:

وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنۡهَاۖ وَلۡيَضۡرِبۡنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّۖ وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ

«Пусть они не выставляют напоказ своих украшений, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают свои украшения никому, кроме своих мужей ...» (24:31).

Под словами «за исключением тех, которые видны» имеются в виду лицо и кисти рук, на это указывают как слова Ибн Аббаса, так и слова Посланника ﷺ:

إِنَّ الْجَارِيَةَ إِذَا حَاضَتْ لَمْ يصلحْ أَنْ يُرَى مِنْهَا إِلاَّ وَجْههَا وَيَدَاهَا إِلَى المَفْصِلِ

«Когда у девушки начинает происходить менструальный цикл, не дозволяется, чтобы кто-либо видел её (аурат), за исключением лица и кистей рук» (Абу Давуд).

Во всех этих текстах отсутствует исключение для жениха. Напротив, женщина должна скрывать аурат своего тела как перед женихом, так и перед чужим мужчиной. Единственное, в чём есть ограничение (тахсыс) — это взгляд. Ведь запрет смотреть на аурат женщины касается тех, кто не сватается к ней, даже если они могут это сделать тайком от неё. Аят гласит:

قُل لِّلۡمُؤۡمِنِينَ يَغُضُّواْ مِنۡ أَبۡصَٰرِهِمۡ

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры» (24:30).

Также приводится от Джарира ибн Абдуллаха:

سَأَلْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ نَظَرِ الْفُجَاءَةِ فَأَمَرَنِي أَنْ أُصَرِّفَ بَصَرِي

«Я спросил Посланника Аллаха ﷺ о неожиданном взгляде, и он велел мне отклонять взор» (Муслим).

Поэтому, если взгляд нечаянно упал на аурат женщины, то требуется сразу отвести его в сторону.

Приводится от Абдуллаха ибн Аббаса ؓ:

كَانَ الْفَضْلُ رَدِيفَ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَجَاءَتِ امْرَأَةٌ مِنْ خَثْعَمَ فَجَعَلَ الْفَضْلُ يَنْظُرُ إِلَيْهَا وَتَنْظُرُ إِلَيهِ وَجَعَلَ النَّبِيُّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَصْرِفُ وَجْهَ الْفَضْلِ إلَى الشِّقِّ الْآخَرِ

«Когда аль-Фадль сидел верхом позади Посланника Аллаха ﷺ, подошла какая-то женщина из племени Хасъам. И аль-Фадль стал смотреть на неё, а она — на него. Тогда Пророк ﷺ повернул лицо аль-Фадля в другую сторону» (Муслим).

В другой версии приводится:

فَأَخَذَ الْفَضْلُ بْنُ عَبَّاسٍ يَلْتَفِتُ إِلَيْهَا وَكَانَتِ امْرَأَةً حَسْنَاءَ فَأَخَذَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْفَضْلَ فَحَوَّلَ وَجْهَهُ مِنَ الشِّقِّ الْآخَرِ

«Аль-Фадль ибн Аббас стал обращать на неё внимание, т.к. она была красивой женщиной. Тогда Посланник Аллаха ﷺ, взял и повернул лицо Фадля в другую сторону» (ан-Насаи).

Т.е. Посланник ﷺ воспрепятствовал аль-Фадлю смотреть на лицо женщины, причина этого была в том, что в его взгляде присутствовала страсть.

Смысл всех этих хадисов касается лишь тех, кто не сватается, т.е. здесь имеется тахсыс. В то время как хадис, переданный Джабиром ибн Абдуллахом, дозволяет тем, кто сватается, увидеть, как лицо и кисти рук, так и другие части тела, которые побудят его к никяху.

Из разъяснённого выше становится понятным, что не существует шариатского текста, позволяющего показать ту или иную часть аурата сватающемуся человеку. На него также распространяется хукм текстов, которые говорят о запрете чужим мужчинам смотреть на аурат женщин. Единственным исключением является тайный взгляд сватающегося на аурат женщины, но при условии, что женщина не знает об этом.

Следовательно, если сватающийся сможет тайком увидеть аурат женщины, т.е. без её ведома, то дозволено ему это сделать. Что касается того, чтобы она сама открыла перед ним части своего аурата, то это запрещено, и здесь не важно, дал согласие её отец на это или нет.

Подводя итоги: дозволяется сватающему увидеть то, что из категории мубах (лицо и кисти рук). И не важно, происходит это без её разрешения, т.к. это видно и на улице, или с её разрешения, или с разрешения её валия. Например, придя к ней в дом для сватовства, мусульманин может попросить у её валия разрешения увидеть девушку. Валий может позволить увидеть её в его присутствии. Также девушка может вынести угощения и сесть рядом, и при этом сватающийся может видеть её лицо и кисти рук. Другими словами, сватающийся может видеть, как с её ведома, так и без её ведома, то, что является мубахом (лицо и кисти рук).

Что касается взгляда на большее, нежели просто лицо и кисти рук, то это запрещено, даже если будет на то её согласие или согласие её валия. Ведь показывать части аурата чужим мужчинам харам, и здесь не важно, сватается человек или нет. Однако дозволено сватающемуся видеть большее, чем лицо и кисти рук, если сможет. Но при условии, что женщина не будет знать об этом. Это должно происходить втайне, как об этом упомянуто в хадисе.

Это касательно взгляда, который дозволен сватающемуся. Что касается хальвы (уединения), то оно запрещено с любым человеком, будь то чужой или сватающийся, и нет положений, когда это дозволяется.

----------
ثانياً: أراد شاب خطبة فتاة، فهل يجوز له أن يطلب منها أن تكشف له عن شيء من عورتها مثل أن تكشف عن شعرها أو ساقها، وهل يجوز لها أن تجيبه إلى ذلك، على اعتبار أن للخاطب أن ينظر لمن يريد خطبتها زيادةً على غير الخاطب، أي زيادةً على الوجه والكفين حيث هما مباحان؟

الجواب: إذا عزم شاب على خطبة فتاة، فإن له أن ينظر إليها، وإن استطاع أن يرى غير الوجه والكفين فليس حراماً عليه، ولكن دون علمها، كما ورد في الحديث:
يقول رسول الله صلى الله عليه وسلم:
«إذا خطب أحدكم المرأة فإن استطاع أن ينظر إلى ما يدعوه إلى نكاحها فليفعل» أخرجه أبو داود وحسنه ابن حجر.
يقول جابر راوي الحديث (فخطبت امرأةً فكنت أتخبأ لها حتى رأيت منها ما دعاني إلى نكاحها فتزوجتها). وكذلك أخرجه الحاكم وقال صحيح على شرط مسلم.

وورود (فإن استطاع أن ينظر ...) في منطوق الحديث يدل على أن المنظور هو غير المباح (أي غير الوجه والكفين) لأن المباح مكشوف للخاطب وغيره، والنظر للمباح لا يناسبه لفظ (فإن استطاع) وكذلك فقول جابر رضي الله عنه (فكنت أتخبأ لها) كذلك يدل على أن المنظور غير المباح من المرأة.

وفي الوقت نفسه فإن دلالة هذين اللفظين: (فإن استطاع) وتعقيب الصحابي على ذلك بقوله (فكنتُ أتخبأ لها) يدل على أن النظر إلى ما يزيد عن الوجه والكفين هو دون علم المرأة.

أما إذا كان بعلمها أي بإذنها أو إذن وليها فلا يجوز أن تكشف للخاطب إلا المباح فقط أي الوجه والكفين لأن نصوص ستر العورة بالنسبة للمرأة لم تخصَّص في غير الخاطب، مثل قوله تعالى: {وَلاَ يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلاَّ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ وَلاَ يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلاَّ لِبُعُولَتِهِنَّ ... الآية} و{ما ظهر منها} أي الوجه والكفان كما قال ابن عباس رضي الله عنهما ومثل قوله صلى الله عليه وسلم: «إن الجارية إذا حاضت لم يصلح أن يرى منها إلا وجهها ويداها إلى المفصل» ... ولم يرد تخصيص لها في غير الخاطب بل المرأة تستر عورتها أمام كل رجل أجنبي عنها، الخاطب وغير الخاطب.

إن الذي ورد هو تخصيص تحريم نظر الرجل لعورة المرأة في غير الخاطب. فالآية: {قل للمؤمنين يغضُّوا من أبصارهم ..}، والحديث الذي أخرجه مسلم «سألت رسول الله صلى الله عليه وسلم عن نظر الفجاءة فأمرني أن أصرف بصري» أي إذا التفت فوقع نظره على عورة فجأة فعليه صرف بصره. والحديث الذي أخرجه البخاري «كان الفضل رديف النبي صلى الله عليه وسلم فجاءت امرأة من خثعم فجعل الفضل ينظر إليها وتنظر إليه فجعل النبي صلى الله عليه وسلم يصرف وجه الفضل إلى الشق الآخر» وفي رواية النسائي «فأخذ الفضل بن عباس يلتفت إليها وكانت امرأةً حسناء وأخذ رسول الله صلى الله عليه وسلم فحول وجهه من الشق الآخر» أي أن الرسول منع الفضل من النظر إلى وجه المرأة لأنه كان نظراً بشهوة ...
كل هذه الأحاديث خُصصت في غير الخاطب ما دام حديث جابر أجاز للخاطب أن ينظر إلى الوجه والكفين وغير الوجه والكفين .. بما يدعوه للنكاح.

مما سبق يتبين أنه لم يرد أي نص يجيز للمرأة أن تكشف شيئاً من عورتها للخاطب، فهو لم يُستثنَ من نصوص تحريم كشف المرأة عورتها للرجال الأجانب، إنما الذي استُثني هو جواز نظر الخاطب إلى شيء من عورة مَن يريد خطبتها، إن استطاع، كأن يختبئ لها أي دون علمها.

ولذلك فإن استطاع أن ينظر الخاطب إلى غير المباح من عورة المرأة دون علمها فله ذلك، أما أن تكشف هي له غير الوجه والكفين سواء أكان ذلك بموافقة أبيها أم بغير موافقته فلا يجوز.

والخلاصة: أنه يجوز للخاطب أن يرى المباح من المرأة التي يريد خطبتها، أي الوجه والكفين، وذلك بدون إذنها كأن يراها في الشارع، أو بإذنها (وبإذن وليها) كأن يذهب إلى بيتها لخطبتها فيطلب من وليها أن يراها فللولي أن يحضرها بحضور وليها وخاطبها، فتحضر (ضيافةً) مثلاً وتجلس وينظر الخاطب إلى وجهها وكفيها. أي أن للخاطب أن ينظر إلى المباح (الوجه والكفين) بعلمها ويدون علمها أي بإذنها وبدون إذنها.

أما نظر الخاطب إلى غير الوجه والكفين فلا يصح أن يكون لا بإذنها ولا بإذن وليها بل إن كشف المرأة عورتها هو حرام على الخاطب وغير الخاطب، لكن يجوز للخاطب أن يرى غير الوجه والكفين إن استطاع أي دون علمها (دون إذنها) كأن يختبئ لها كما ورد في الحديث.

وكل هذا في النظر، فهو المستثنى للخاطب. وأما غير هذه من الأحكام الشرعية، كتحريم الخلوة مثلاً فهي لم تُستثنَ بل هي حرام لكل أجنبي عنها سواء أكان خاطباً أم غير خاطب.

18 Рамадана 1427 г.

10.10.2006 г.
« Последнее редактирование: 19 Ноября 2019, 06:26:25 от Хамза »

Онлайн schahada

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5982
Re: Взгляд на аурат невесты
« Ответ #1 : 17 Марта 2019, 21:18:06 »
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Важность смотрения перед женитьбой на ту, к кому посватались

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Женщину берут в жены из-за четырех вещей: из-за ее богатства, из-за ее знатности, из-за ее красоты и из-за ее религии. Так ищи же ту, которая придерживается заповедей религии!» аль-Бухари 5090, Муслим 1466.

Это и есть причины, по которым женится человек. Однако то, что пророк ﷺ выделил именно религиозность женщины, не означает, что красоте и внешности не следует придавать никакого значения. Дело в том, что религиозность должна стоять на первом месте. И вместе с тем, сам посланник Аллаха ﷺ часто велел своим сподвижникам смотреть на тех, на которых они желали жениться, чтобы они жили в любви и согласии. Аль-Мугъира ибн Шу‘ба рассказывал: “Когда при жизни посланника Аллаха ﷺ я посватался к одной женщине, он спросил меня: «Ты посмотрел на нее?» Я ответил: “Нет”. Тогда он сказал: «Так сделай это, ибо поистине, это поспособствует тому, чтобы между вами была любовь, согласие!»” Ахмад 4/144, ан-Насаи 2/73, ат-Тирмизи 1/202, Ибн Маджах 1866. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.

Это великий и важный хадис, которым нельзя пренебрегать.

Абу Хурайра рассказывал: “Однажды один человек решил жениться на женщине из числа ансаров и пророк ﷺ сказал ему: «Посмотри на нее, поистине, в глазах ансаров есть что-то», т.е. они маленькие»”. Муслим 4/142.

Также Абу Хурайра рассказывал, что однажды пророка ﷺ спросили: “Какая жена является наилучшей?” Он ответил: «Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на нее; повинуется ему, когда он повелевает ей; не противоречит мужу, если ему что-то не нравится в ней самой или в расходовании его имущества». Ахмад 2/251, ан-Насаи 2/72. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аз-Захаби, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.

Все это указывает на ту важность, которая придается в Исламе смотрению перед никахом друг на друга. Ведь сколько можно услышать слов, как от мусульман, так и мусульманок: «Куда мы смотрели, когда женились (выходили замуж)?!»

Прекрасное наставление делал по этому вопросу имам Ахмад, сказавший: “Если мужчина решил посвататься к женщине, то сначала ему следует узнать о ее красоте, и если его это устроит, то тогда спросить о ее религиозности, и если это будет похвалено, то тогда жениться на ней. А если ему не понравится ее религиозность, то тогда он оставит ее по причине ее религиозности. Но не следует сначала спрашивать о религиозности, ибо если в этом ее похвалят, а в красоте нет, то получится, что он отверг ее по причине ее красоты, а не религиозности!” См. “Шарх Мунтаха аль-ирадат” 2/621.

На какие части тела женщины дозволено посмотреть посватавшемуся?

Усвоив важность смотрения на невесту перед никахом, возникает следующий вопрос: «А на что дозволено смотреть?»

Относительно вопроса, на какие части тела женщины, на которой хотят жениться, можно смотреть, среди ученых есть три мнения:

Первое: Можно смотреть на лицо и кисти рук. Это мнение большинства ученых.

Второе: Можно смотреть на то, что чаще всего остается открытым. Т.е. домашний вид, как волосы, шея, лицо, руки до локтей, голени.

Третье: Дозволено смотреть на все ее тело. Этого мнения придерживался Дауд – основатель мазхаба захиритов и Ибн Хазм, а также это одно из трех мнений имама Ахмада.

Об этих мнениях упоминает имам Ибн Хазм в “аль-Мухалля” 10/30, имам аль-Мардауи в “аль-Инсаф” 8/19, шейх Ибн аль-Къайим в “Тахзиб ас-Сунан” 3/25-26.

Причиной разногласия в этом вопросе стало понимание известного хадиса: «Если кто-либо из вас посватается к женщине, то если он сможет посмотреть на то, что побудит его жениться на ней, пусть это сделает». Ахмад 3/346, Абу Дауд 2082. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.

Что касается третьего мнения, то ученые отнесли его к отклоненному мнению, выходящему за религиозный дух, и оно является явно ошибочным. Имам ан-Науауи сказал о мнении, что можно смотреть на все тело женщины: “Это явная ошибка, которая противоречит основам Сунны и единогласному мнению ученых!” См. “Шарх Сахих Муслим” 5/132.

Наиболее же правильным мнением является второе. А упомянутый хадис явно опровергает первое мнение, что дозволено смотреть только на лицо и кисти. О том, что дозволено смотреть на лицо и кисти рук женщины, к которой посватались, нет вообще разногласий среди ученых. См. “аль-Мугъни” 4/454.

И если бы дозволенно было смотреть только на лицо и кисти рук женщины, то в чем тогда смысл слов пророка ﷺ: «Если он сможет посмотреть на то, что побудит его жениться на ней, пусть это сделает»?!

Это понимание подтверждается передатчиком этого хадиса – сподвижником Джабиром ибн ‘Абдуллахом, который передав этот хадис, сказал: “Когда я посватался к одной девушке, я спрятался так, что увидел то, что побудило меня к никаху на ней, после чего я женился на ней”. Абу Дауд 2082.

А в другой версии этого хадиса Джабир сказал: “Когда я посватался к одной девушке, я спрятался за деревом и увидел то, что побудило меня к никаху на ней”. Ахмад 3/346.

Неужели он спрятался для того, что просто взглянуть на лицо?

Также сообщается, что когда Мухаммад ибн Масляма подсматривал за одной женщиной возле ее пальмы, увидев его, ему сказали: “Ты делаешь это, несмотря на то, что являешься сподвижником пророка ﷺ?!” На это он ответил: “Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кому-либо из вас впала в душу помолвка к женщине, то нет проблем в том, чтобы он посмотрел на нее!»” Ибн Маджах 1846, Са’ид ибн Мансур 519. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Этот поступок сподвижника Мухаммада ибн Маслямы, который наблюдал за женщиной без ее ведома, так же является доводом против того мнения, что дозволенно смотреть только на лицо и кисти рук. Разве можно себе представить, что он наблюдал за женщиной тайком, если бы она была в том виде, в котором появляется на улице или же даже в никъабе? Тогда зачем бы ему делали порицания те, кто его увидел?

Сообщается, что имам аль-Ауза’и говорил: “Можно смотреть на мясистые места”. См. “аль-Мугъни” 7/454, “Шарх Сахих Муслим” 5/132.

Имам ас-Сан’ани говорил: “Хадис: «посмотреть на то, что побудит его жениться на ней», является общим и относится ко всему, что подразумевает в себе смотрение. И это подтверждается пониманием сподвижников, что приводит ‘Абдур-Раззакъ и Са’ид ибн Мансур, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб открыл голени Умм Кульсум дочери ‘Али (когда посватался к ней)”. См. “Субулю-Ссалям” 3/11.

Имам ас-Сан’ани имеет в виду сообщение, которое передается от Абу Джа’фара аль-Бакъира, рассказавшего, что когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб посватался к Умм Кульсум – дочери ‘Али ибн Аби Талиба, он поднял подол ее одежды и посмотрел на ее голень, на что она сказала: “Опусти, если бы ты не был правителем-правоверных, то я дала бы тебе по шее!” ‘Абдур-Раззакъ 5/163, Са’ид ибн Мансур 521.

Иснад этого сообщения достоверный и все передатчики надежные, однако, шейх аль-Альбани сказал, что Абу Джа’фар аль-Бакъир не застал в живых ‘Али и тем более ‘Умара, поэтому иснад этого сообщения прерванный. Затем шейх аль-Альбани процитировал слова имама Ибн аль-Къайима из «Тахзиб ас-Сунан» 3/25-26: “Сказал Дауд: «Смотрит на все ее тело». А от Ахмада передается три мнения: Первое, что смотрит на лицо и кисти рук. Второе, смотрит на то, что в основном не прикрыто (дома), как шея, голени и т.п. Третье, смоnрит на нее всю, на ‘аурат и не ‘аурат”. После чего шейх аль-Альбани сказал: “Я говорю, что второе мнение ближе к внешнему смыслу хадиса и поступкам сподвижников, опиравшихся на него”. См. “ас-Сахиха” 1/207.

На основании упомянутого становится ясно, что более сильным является второе мнение, и ему отдали предпочтение также шейх Ибн Баз, шейх аль-Альбани и шейх Ибн ‘Усаймин.

Спросили шейха Ибн База: «Каково постановление относительно смотрения на невесту, когда она наряжена и без хиджаба на голове?» Шейх ответил: “Нет в этом проблем. Пророк ﷺ повелел смотреть на ту, к кому посватались. Сунна является для посватавшегося посмотреть на ее лицо, волосы, руки, ступни. Нет в этом всем проблем. Однако чтобы при этом он не уединялся с ней! Пусть смотрит без уединения, в присутствии ее отца, матери, или кого-либо другого”. Сл. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб”, /Фикъх аз-зауадж/.

Можно ли смотреть на ту, к кому посватались больше, чем один раз?

Если человек уже посмотрел на ту, к кому посватался и определился в своем решении, то не следует ему смотреть на нее после этого и общаться с ней без нужды, пока он не жениться на ней, она все еще посторонняя для него женщина. Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Дозволено ли тому, кто посватался к девушке, чтобы он часто навещал ее и сидел с ней и членами ее семьи? Или же он посещает ее один раз и все, когда смотрит на нее при ее родных?» Шейх ответил: “Да, тот, кто посватался, не следует ему часто навещать ее и общаться с ней. Он смотрит на нее, чтобы ему стало ясным дело (ее внешность). Если с первого раза ему не стало это ясным, и решил снова взглянуть, то нет проблем. Может повторить это, пока ему не станет ясным. Однако после этого, когда он уже утвердился в помолвке, то нет нужды уже навещать их”. См. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб” 10/81.

Можно ли смотреть на нее без ее ведома?

Нет никакого запрета в том, чтобы посмотреть на женщину, на которой человек хочет жениться, даже если она не будет знать об этом, и даже если сватающийся увидит ее в домашнем одеянии, поскольку не является условием того, чтобы посмотреть на ту, к кому посватались, ее согласие. Доказательством этому служит вышеприведенный хадис от Мухаммада ибн Маслямы, а также хадис пророка ﷺ: «Если кто-либо из вас посватается к женщине, то нет на нем греха, если посмотрит на нее, если он смотрит для того, чтобы жениться, даже если она не будет знать об этом!» Ахмад 5/424, ат-Табарани 1/52. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 97.

Нельзя оставаться наедине с той, на ком есть намерение жениться

Нет разногласия в том, что нельзя оставаться наедине жениху и невесте, независимо от того, желает он на нее посмотреть или же просто поговорить! Шейх Ибн Баз сказал: “Сунна является для посватавшегося посмотреть на ее лицо, волосы, руки, ступни. Нет в этом всем проблем. Однако чтобы при этом он не уединялся с ней! Пусть смотрит без уединения, в присутствии ее отца, матери, или кого-либо другого”. Сл. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб”, /Фикъх аз-зауадж/.

Может ли девушка отказаться показать свыше лица и кистей рук?

Следует отметить, что никто не имеет права принудить женщину показать тому, кто посватался к ней, свыше лица и кистей рук, если она отказывается это сделать. См. “аль-Мугъни” 7/456.

Быть может она и ее родные придерживаются мнения, что нельзя смотреть ни на что, кроме лица и кистей рук, или же она стесняется и т.п.

Не имеет право смотреть на женщину никто, кроме того, кто твердо вознамерился жениться на ней, особенно на то, что свыше лица и кистей рук

Все упомянутое в данной статье является исключением, которое дозволено только при серьезном намерении жениться! Имам Ибн аль-Къаттан сказал: “Если тот, кто посватался к женщине знает, что она не выйдет за него замуж, или что ее опекун не разрешит ей, то ему не дозволено смотреть на нее, даже если он уже посватался к ней!” См. “Ахкаму-нназар” 391.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!


====================================


Мансур Аль-Бухути аль-Ханбали, да помилует его Аллах сказал:

البهوتي: وَيُسَنُّ أَيْضًا تَخَيُّرُ الْجَمِيلَةِ لِلْخَبَرِ وَلِأَنَّهُ أَسْكَتُ لِنَفْسِهِ وَأَغَضُّ لِبَصَرِهِ وَأَكْمَلُ لِمَوَدَّتِهِ وَلِذَلِكَ شُرِعَ النَّظَرُ قَبْلَ النِّكَاحِ

«Желательно выбирать красивую женщину, исходя из хадиса (об этом), так как это спокойней для глаз, лучше позволяет потуплять взор и дополнит любовь. Именно поэтому узаконено смотреть (на невесту) до брака».

См «Шарх мунтахаль-ирадат» 2/623
« Последнее редактирование: 20 Августа 2019, 22:08:11 от Хамза »
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.